Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.01.2018, 14:41 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 104
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Словарь » Словарь

Д
  • Дактилология  (от греч. daktylos - палец, logos - слово) -  дактильная речь, ручная азбука, применяемая глухими людьми для общения. Создана монахами, давшими обет молчания. Впервые попытка использовать дактильную речь в обучении принадлежит испанскому монаху Педро де Понсе (16 в.). В основе Д. - изображение букв движениями пальцев одной или обеих рук. Количество дактильных знаков соответствует буквам алфавита данного языка. В образовательных учреждениях Рос. Федерации применяется коммуникативная система обучения глухих детей. Д. используется в первоначальный период обучения как ведущее наглядное средство формирования речи, на последних этапах выполняет вспомогательную роль.

  • ДАНЮШЕВСКИЙ Израиль Исаакович (1890-1950), педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. Организатор и первый директор (1930- 1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 Научно- практический институт специальных школ и детских домов, на базе которого в 1944 создан НИИ дефектологии АПН РСФСР, ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Труды по организации комплексного клинического и психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии, научным основам их дифференцированного обучения и воспитания, а также по проблемам работы с несовершеннолетними правонарушителями.


  • Дебильность - легкая степень олигофрении.

  • Девиантное поведение - поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе).

  • Деградация личности - постепенное разрушение, регрессия личности.

  • Дедукция (лат. deductio - выведение), переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса; один из методов познания. Д. - осн. средство доказательства.

  • ДЕКРОЛИ (Decroly) Жан Овид (1871- 1932), бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. Профессор (с 1920) гигиены и лечебной педагогики Брюссельского университета. В 1907 создал школу, названную "школой для жизни, школой через жизнь", где обучение строилось на основе принципа "свободы ребёнка".

  • Делинквентное поведение - (от. лат. delinquens - правонарушитель) - отклоняющееся поведение.

  • Делирий - помрачение сознания.

  • Деменция  (от лат. dem:entia - безумие, слабоумие) -  стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, упрощением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет.


  • Депривация (от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его осн. психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.


  • Десенсибилизация — терапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обусловливании и постепенном нарастании интенсивности стимульного воздействия.

  • Детоцентризм - педоцентризм, воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке. Д. наиболее характерен для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте, и пр. Необходимо учитывать, что избалованный ребёнок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в обществе.

  • Дефектология  (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение), - наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. - интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.


  • Дефекты речи – отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.

  • Деятельность -  активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

  • Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни. Диагноз ставится на основе всестороннего обследования больного.

  • Диатетическая пропорция — то, что принято относить к эмоциональной норме, т. е. эмоциональному реагированию, соответствующему силе и значимости раздражителя; реакции, психологически объяснимые.

  • Дивергентное мышление - мышление, основанное на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

  • Дидактика - (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.


  • Дизартрия - Нарушение произношения, связанное с недостаточной иннервацией речевого аппарата (поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга).

  • Дикция  (от лат. dictio - произнесение), произношение, манера выговаривать слова.


  • Дисграфия -  комплексное нарушение письма (нарушение почерка, специфические ошибки), может быть связано с нарушениями речи или других базовых функций (зрительного восприятия, моторных функций, зрительно-моторных координаций и т.п.), а также с неэффективным применением методики обучения.


  • Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование), 1) спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п. 2) Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы. 3) Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

  • Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

  • Дислексия -  частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и др.). Часто сопровождается (и вызывается) нарушением устной речи. Устраняется в процессе комплексной логопедической работы по нормализации устной речи, письма и чтения



  • Диссимуляция - стремление скрыть болезнь.

  • Диссоциальное расстройство личности — причинение вреда и нарушение законов личностью без осознания ею вины.

  • Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие у ребенка умения отличать данный звук от близких по звучанию или месту и способу образования на слух и в произношении.

  • Дифференциация обучения (лат. differentia - разница), форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

  • Доминанта - господствующий  очаг физиологического возбуждения в ЦНС.

  • Дыхание речевое – дыхание при речи, отличающееся от физиологического. Дыхание речевое характеризуется более коротким и глубоким вдохом через рот. Время выдоха заметно удлиняется, становится в 7-8 раз больше времени вдоха.


  • ДУЛЬНЕВ Григорий Митрофанович (1909-72), олигофренопедагог. Учитель и директор школы, в 1939-41 декан дефектологического факультета МГПДИ; с 1938 в научно-практическом институте специальных школ и детских домов (ныне Институт коррекционной педагогики). В результате психолого- педагогических исследований, проведённых Д. и под его руководством, выявлены пути совершенствования содержания и организации трудового обучения во вспомогательной школе.


  • ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900- 1968), дефектолог, д-р педагогических наук (1957). С 1947 в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1951 директор). Осн. труды по сурдопедагогике, разработал методы обучения глухих математике. Автор многочисленных учебников по арифметике (1-5-й классы) для глухонемых детей. Орден высшей степени Всемирной федерации глухих (1971).
Категория: Словарь | Добавил: Melanna (14.01.2010)
Просмотров: 3983 | Теги: словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
Перспективный план "Трудовое обучение" (9кл. 2 -ое полугодие, вспомогательная школа, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
Примерный перспективный план "Трудовое обучение" (9кл. (девочки)1-е п-е, вспомогательная школа, интегрированный класс)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz