Дактилология (от греч. daktylos - палец, logos - слово) - дактильная речь, ручная азбука, применяемая глухими людьми для общения. Создана монахами, давшими обет молчания. Впервые попытка использовать дактильную речь в обучении принадлежит испанскому монаху Педро де Понсе (16 в.). В основе Д. - изображение букв движениями пальцев одной или обеих рук. Количество дактильных знаков соответствует буквам алфавита данного языка. В образовательных учреждениях Рос. Федерации применяется коммуникативная система обучения глухих детей. Д. используется в первоначальный период обучения как ведущее наглядное средство формирования речи, на последних этапах выполняет вспомогательную роль.
ДАНЮШЕВСКИЙ Израиль Исаакович (1890-1950), педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. Организатор и первый директор (1930- 1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 Научно- практический институт специальных школ и детских домов, на базе которого в 1944 создан НИИ дефектологии АПН РСФСР, ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Труды по организации комплексного клинического и психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии, научным основам их дифференцированного обучения и воспитания, а также по проблемам работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Дебильность - легкая степень олигофрении.
Девиантное поведение - поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе).
Деградация личности - постепенное разрушение, регрессия личности.
Дедукция (лат. deductio - выведение), переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса; один из методов познания. Д. - осн. средство доказательства.
ДЕКРОЛИ (Decroly) Жан Овид (1871- 1932), бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. Профессор (с 1920) гигиены и лечебной педагогики Брюссельского университета. В 1907 создал школу, названную "школой для жизни, школой через жизнь", где обучение строилось на основе принципа "свободы ребёнка".
Деменция (от лат. dem:entia - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, упрощением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет.
Депривация (от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его осн. психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Десенсибилизация — терапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обусловливании и постепенном нарастании интенсивности стимульного воздействия.
Детоцентризм - педоцентризм, воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке. Д. наиболее характерен для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте, и пр. Необходимо учитывать, что избалованный ребёнок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в обществе.
Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение), - наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. - интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.
Дефекты речи – отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.
Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни. Диагноз ставится на основе всестороннего обследования больного.
Диатетическая пропорция — то, что принято относить к эмоциональной норме, т. е. эмоциональному реагированию, соответствующему силе и значимости раздражителя; реакции, психологически объяснимые.
Дивергентное мышление - мышление, основанное на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.
Дидактика - (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Дизартрия - Нарушение произношения, связанное с недостаточной иннервацией речевого аппарата (поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга).
Дикция (от лат. dictio - произнесение), произношение, манера выговаривать слова.
Дисграфия - комплексное нарушение письма (нарушение почерка, специфические ошибки), может быть связано с нарушениями речи или других базовых функций (зрительного восприятия, моторных функций, зрительно-моторных координаций и т.п.), а также с неэффективным применением методики обучения.
Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование), 1) спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п. 2) Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы. 3) Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и др.). Часто сопровождается (и вызывается) нарушением устной речи. Устраняется в процессе комплексной логопедической работы по нормализации устной речи, письма и чтения
Диссимуляция - стремление скрыть болезнь.
Диссоциальное расстройство личности — причинение вреда и нарушение законов личностью без осознания ею вины.
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие у ребенка умения отличать данный звук от близких по звучанию или месту и способу образования на слух и в произношении.
Дифференциация обучения (лат. differentia - разница), форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
Доминанта - господствующий очаг физиологического возбуждения в ЦНС.
Дыхание речевое – дыхание при речи, отличающееся от физиологического. Дыхание речевое характеризуется более коротким и глубоким вдохом через рот. Время выдоха заметно удлиняется, становится в 7-8 раз больше времени вдоха.
ДУЛЬНЕВ Григорий Митрофанович (1909-72), олигофренопедагог. Учитель и директор школы, в 1939-41 декан дефектологического факультета МГПДИ; с 1938 в научно-практическом институте специальных школ и детских домов (ныне Институт коррекционной педагогики). В результате психолого- педагогических исследований, проведённых Д. и под его руководством, выявлены пути совершенствования содержания и организации трудового обучения во вспомогательной школе.
ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900- 1968), дефектолог, д-р педагогических наук (1957). С 1947 в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1951 директор). Осн. труды по сурдопедагогике, разработал методы обучения глухих математике. Автор многочисленных учебников по арифметике (1-5-й классы) для глухонемых детей. Орден высшей степени Всемирной федерации глухих (1971).