Такт педагогический, принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Т.п. - неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, осн. на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Т.п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога. Т.п. выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в т.ч. и конфликтных), не унижая достоинство ребёнка и не вызывая у него сопротивления воспитанию. Т.п. требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения и умения предвидеть возможные последствия своих воспитательных воздействий. Т.п. - это выработка педагогом своего стиля общения с воспитанниками в разных сферах деятельности (строгого и корректного на уроке, непринуждённого в неформальной обстановке и пр.).
Танатофобия - навязчивый страх скоропостижной смерти.
Темперамент (лат. temperamentum - соразмерность), закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Тип Т. зависит от врождённых анатомо-физиологических особенностей, в первую очередь нервной системы. Выделяются три ведущих компонента Т., относящиеся к сферам общей активности личности, её моторики и эмоциональности. Наибольшее значение в структуре Т. имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность личности. Сущность этого компонента - в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологическими особенностями личности, комплексом её отношений и мотивов. Осн. компоненты Т. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений Т.
ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896- 1965), психолог, д.ч. АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). С 1929 работал в Психологическом институте в Москве. В 1958-65 гл. редактор журнала "Вопросы психологии". Исследования Т. связаны с проблемами зрительных и слуховых ощущений, умственных способностей, с разработкой психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий и др. Исследованиями Т. заложены основы новой отрасли психологической науки - дифференциальной психологии. Популяризации психологии содействовал его учебник для средней школы "Психология" (1946; 8 изд., 1954, переведён на мн. иностранные языки).
ТЕРМЕН (Termen) Льюис Медисон (1877-1956), американский психолог, профессор (1916). С 1922 зав. психологическим отделением Станфордского университета. С 1923 президент Американской психологической ассоциации. Принимал участие в разработке тестовых методик, разработал 10 серий различных тестов. На основе шкалы Бине - Симона создал (1916) систему тестов, получившую название шкалы Станфорд - Бине (или Бине - Термена). Эта шкала на несколько лет стала наиболее авторитетной методикой диагностики интеллекта в США. В 1937 создана (совместно с М. Меррилл) новая редакция шкалы. Т. исходил из понятия интеллекта как врождённого и неизменного психического феномена. Современные психологи считают такой подход необоснованным.
Тесты (англ. test - проба, испытание, исследование), 1) в психологии и педагогике - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. 2) В физиологии и медицине - пробные воздействия на организм с целью изучения различных физиологических процессов в нём, а также для определения функционального состояния отдельных органов, тканей и организма в целом. 3) В вычислительной технике - контрольная задача для проверки правильности работы ЭВМ. 4) В распознавании образов - множество функционально взаимозависимых признаков, характеризующих образ (класс).
Тифлографика (от греч. typhlos - cлепой и графика), отрасль техники, связанная с проектированием и изготовлением пособий для обучения слепых рельефному рисованию, черчению и другим учебным предметам. Рельефные учебные пособия доступны осязательному восприятию учащимися. Осн. виды рельефных пособий: контурные рисунки (передаются только наружные очертания предметов), аппликационные (силуэтные) рисунки (аппликации из плотной бумаги, наклеенные на лист), барельефные рисунки (скульптурные изображения на плоскости из гипса, пластмассы, металла и пр.), рельефные чертежи и схематические изображения (планы, схемы, географические карты - например, реки изображаются сплошными линиями, города - точками) и др. Издаются специальные учебники и дидактические материалы с иллюстративно-графическим оформлением.
Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой и педагогика), наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной (специальной) педагогики. Первое учебное заведение для слепых осн. в 1874 во Франции (Париж) В. Гаюи. В 1829 Л. Брайль изобрёл наиболее рациональный вариант рельефно-точечного шрифта, получивший распространение во всём мире. В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807. Развитию Т. способствовали К.К. Грот, А.И. Скребицкий и др.
Тифлотехника (от греч. typhlos - слепой и техника), отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств для людей с нарушениями зрения. Т. опирается на данные физиологии, офтальмологии, тифлопедагогики и др. Различают Т. учебную, производственную и бытовую.
Токсикомания - заболевание, проявляющееся психической или физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.
Толерантность - терпеливость, несмотря на наличие фрустратора.
Тоска — состояние душевной тревоги, соединенное с грустью.
Трансактный анализ, направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчинённых уровней организации индивидуальной психики. Т.а. разработан американским психологом Э. Берном. В основе Т.а. лежит представление о структуре личности как сочетании трёх качественно своеобразных уровней организации человеческого "Я" (эго-состояний). Этим трём уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Ребёнок" и "Взрослый". Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Каждый компонент несёт в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения. Становление зрелой личности связано, по Берну, гл.о. с оформлением полноценно функционирующего "Взрослого".
Тревожность - эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределённости. Может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления и т.п. Т. имеет много общего со страхом, но отличается менее определённым характером и возникает при действительной или мнимой угрозе человеку.
Тренинг - активные методы групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Т. может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Кондуктивная Т. возникает вследствие некоторых заболеваний, серных пробок, аномального строения наружного и среднего уха и устраняется методами консервативного лечения или с помощью оперативного вмешательства.