Развитие слухового восприятия у детей 1,6 лет с умственной отсталостью Булычева Анастасия Игоревна (Россия, Пермский край, город Кунгур) Место работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» (МАОУ "ЦДК")
Упражнения по развитию способности различать и опознавать звуки окружающей среды с различной громкостью и темпом, для детей с 1,6 лет жизни с умственной отсталостью.
С полутора лет можно работать над развитием быстрых и медленных движений, согласованных с музыкальным ритмом. 1. Включайте какую-либо музыку, используя радиоприемник, магнитофон или играя на пианино. Хлопните в ладоши, постучите по своему животу, помашите руками, постучите ногами, покачайтесь, попрыгайте или покружитесь вокруг себя в ритме музыки. Найдите движения, которым ребенку нравится подражать. Подберите музыку с констрастными быстрыми или медленными движениями в одном произведении. Придумайте танец в такт этим чередующимся ритмам. Примерно с 1 года и 9 месяцев ребенок может начинать прыгать в ритме музыки. 2. Потанцуйте с ребенком на руках под музыку с чередующимся быстрым и медленным ритмом. Пойте или насвистывайте, чтобы подчеркнуть ритм музыки. 3. Выберете 2 куклы и 2 контрастные мелодии; одна кукла танцует под одно звучание, другая - под другое. Помогите ребенку различить и воспроизводить ваши движения куклами. После закрепления образца и поощрения проверьте, может ли ребенок правильно реагировать на мелодию своей куклой. Далее проводится игра на инструментах без опоры на зрительный анализатор и проверяется, может ли ребенок правильно выбрать куклу в ответ на мелодию, используя только слух. 4. Раскачивайте руками, флажком или кусочком ткани в ответ на быструю или медленную музыку. Осторожно направляйте движения детских рук в темпе музыки, постепенно ослабляя контроль. 5. Производите громкие и тихие звуки, стуча с разной силой деревянной ложкой по столу или высокому стулу. Подчеркивайте различия между громким и тихим стуком, чтобы контраст был очивиден для ребенка. После обычного поощрения и закрепления образца проверьте, может ли ребенок самостоятельно выполнить задание. 6. Побуждайте малыша к различению громких и тихих звуков с помощью игры в "Пробуждение спящей куклы" или кого-нибудь при громком звуке. Покажите ребенку, что тихим звуком разбудить нельзя. Дети очень любят играть в эту игру, начиная с 1 года и 8 месяцев, хотя сами не любят играть роль того, кого должны разбудить. 7. С детьми сраше 2 лет можно использовать такую игру. Сделайте альбом с вырезанными из журналов изображениями предметов, которые издают звуки. Это могут быть картинки машин, собак, людей, стучащих в дверь, поднимающихся по лестнице или едущих на мотоцикле; часы с боем и т.п. Вы берете нужный предмет, имитируйте звук, который он издает, и дайте ребенку найти в альбоме нужную картинку. 8. Поищите новые и уже знакомые звуки в доме. Найдите по одному предмету в доме, который может быть источником звука в разных частях дома - на кухне (кружка с ложкой), в гостинной (маленький приемник), в спальне (будильник), в ванной (фен). Соберите предметы в одно место. Предъявляйте звучания ребенку на слух. Ребенок должен узнать звучащий преддмет и вернуть его в нужную комнату. Эта игра требует много времени для закрепления. 9. Купите или сделайте сами книжку рассказов с картинками, на которых дети или взрослые реагируют на звуки, которые в течение дня сопровождают нас. Например, на одной картинке может быть нарисовано, как мама слушает телефонный звонок, а на следующей картинке - как она отвечает на него. 10. Многим детям нравятся свистки, игрушечные дудочки, гармионики, хотя, вместо того, чтобы дуть в инструмент, имитируют их звучание голосом. Используйте для таких игр один или 2 разных свистка, выдувая длинный и короткий. Удачи Вам в развитии вашего ребенка!
|