Сегодня на рынке нет недостатка в игрушках. Но выбирать их следует не только по признаку их соответствия возрасту или уровню развития ребенка. Лучшие из них - это многофункциональные игрушки. Они дольше привлекают внимание ребенка. Игрушечный телефон, например, служит не только для развития воображения и игры «во взрослого», но и может быть «стучалкой», «гремелкой», «крутилкой» и т.д. При этом игрушка не должна быть сложной для восприятия, иначе ребенок скорее будет играть с коробкой от игрушки, чем с ней самой. И напротив, если игрушка примитивна, малыш охладевает к ней очень быстро.
Разумеется, ребенку мало одной игрушки — нужен целый набор игрушек и игр. Причем иногда простой мячик, цветные карандаши и несколько кусков обоев производят на малыша гораздо более сильное впечатление и дольше привлекают его внимание, чем дорогие, изысканные игрушки. Весь мир — и по праву — ребенок считает своей личной детской площадкой, включая то, что находится в доме, и то, что встречается на улице, ибо малыш способен играть во все, до чего может дотянуться. Даже самые простые предметы и вещи приводят его в полный восторг.
Выбрать игрушку — это проблема, скорее, для вас, а не для малыша. Дорогие, так называемые «развивающие» игрушки могут увлечь ребенка только в том случае, если он найдет их достаточно интересными для себя. Лучшими игрушками станут те, которые постоянно предлагают что-то новое, а потому и служат долго. Это, например, деревянные строительные кубики или другие «конструкторы», интерес к которым не пропадает на протяжении многих лет.
Не давайте ребенку слишком много игрушек за один раз. Это может поставить его в затруднительное положение: во что же играть? На день рождения, в праздники ребенку, как правило, дарят много игрушек. В таких случаях отложите часть из них на то время, когда ребенок вдруг начнет кукситься или когда плохая погода и нельзя гулять.
В конце статьи дан полный список игрушек, необходимых малышу до года.
Предметы обихода в качестве игрушек
Все вокруг незнакомо младенцам, поэтому они с восторгом обследуют любой предмет, который вы готовы предоставить в их распоряжение. Не важно, для чего именно предназначено то, что вы ему дали, — ведь ребенок не сможет воспользоваться этим по его прямому назначению.
Главное для него — цвет, форма и все осязательные ощущения. Все, что мы советуем использовать в качестве игрушек для младенца, есть почти в каждом доме. Вот что можно использовать для игры:
пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другую посуду;
деревянные ложки любых размеров;
маленькие алюминиевые кастрюльки и крышки к ним;
пустые пластмассовые бутылки;
пластмассовые банки с крышкой (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара, поэкспериментируйте с такой домашней «погремушкой»);
бумагу разного размера и фактуры — бумагу можно и нужно рвать и мять;
материю разной фактуры и цвета;
маленькие коробки с крышками и без них;
фольгу;
любые «мячики» — от пинг-понгового шарика или теннисного мяча до яблок, апельсинов или клубков шерсти и т.п.
Внимание! Ребенок будет пытаться взять все, что угодно, в рот. Вещи, которые безопасны сами по себе, могут стать опасными, ес¬ли их разбить или сломать: например, стакан с отбитым краем. Поэтому за игрой надо следить, а «игрушки» надо регулярно осматривать.
Ребенок может научиться сам разбирать «игрушку», поэтому убедитесь, что содержимое «погремушки» домашнего изготовления нельзя проглотить или засунуть в нос. Ребенок будет ронять «игрушки» на пол, поэтому они не должны быть тяжелыми.
Когда ребенок сосет что-то, он инстинктивно делает глотательные движения: позаботьтесь о том, чтобы в пластиковых баночках или бутылочках не было остатков косметики или химических веществ.
Кроме этого, есть специальные игрушки, влияющие на развитие ребенка: например, зеркало. Ребенок проявляет интерес к зеркалу как блестящему предмету, где иногда появляется лицо человека. Малыш в 3 месяца еще не понимает, что в отражении видит себя. Зеркало должно быть небьющимся. Чаще всего его прикрепляют к стенке кроватки или подвешивают над ней.
Погремушка — очень важная игрушка для развития у ребенка согласованных двигательных навыков, а также зрительных, тактильных и слуховых ощущений, если ребенок сам играет погремушкой; слуховых и зрительных, если перед его глазами погремушкой водит кто-то из взрослых.
При подборе погремушки позаботьтесь о том, чтобы ее размер соответствовал размеру ручки малыша. Игрушка должна быть яркой, а ее составные части — хорошо закреплены, чтобы они не попали в рот ребенку.
Игрушки на перекладине следует размещать над кроваткой не постоянно, а время от времени, чтобы развлечь малыша и развить у него хватательные способности. Надо обращать внимание ребенка на каждую игрушку, показывать, как она вращается.
Заводные игрушки обычно делают очень яркими, четко очерченной формы, а иногда и музыкальными, потому что малыш рано начинает различать контрастные цвета и звуки. Перед тем, как установить игрушку, нужно проверить, хорошо ли закреплены фигурки. Оптимальное расстояние — 50 см. Заводные игрушки лучше включать периодически, так как их частое использование снижает интерес малыша, а звуки могут даже раздражать.
Мягкие игрушки ребенок любит теребить, особенно если они плюшевые или из махровой ткани. При их покупке обязательно обратите внимание на качество игрушки (лучше попросить сертификат качества) и никогда не покупайте такие игрушки на рынке. Дело в том, что ядовитые красители могут вызвать аллергию у малыша и даже отравить его, шерсть может попасть в рот, а глаза или пластмассовый нос — отвалиться или, если края ресниц, носа острые поцарапать.
При первом знакомстве с игрушкой можно поиграть в игру «Кто пришел в гости?» или поставить мини-спектакль (на 3-4 мин) с несколькими игрушками.
Цветное одеяльце с рисунками идеально подходит для игр на развитие движения. Кроме смягчения движений одеяло еще и привлекает внимание ребенка и развивает сосредоточенность, когда малыш рассматривает рисунки. При выборе одеяла следует принимать те же меры предосторожности, что и при выборе мягких игрушек.
Книжка-пищалка — сейчас появились также книжки с картонными страницами. Ребенок рассматривает яркие рисунки и может нажать на «лягушку» — она запищит.
Книжка-подушка — все страницы сшиты из фланели, и такая книжка может быть использована как подушка. Яркие картинки привлекают внимание, а тексты стихов помогают маме в ее рассказах ребенку.
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей 6-12 месяцев
Активный центр.
Заводные механические игрушки.
Тряпичная гибкая кукла.
Книжки-картинки с плотными страницами, лучше моющими.
Набор для игры с водой.
Фигурки животных среднего размера.
Игрушки для жевания, кусания.
Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше одноцветная).
Мягкая игрушка (такие игрушки могут быть и музыкальными).
Машинка среднего размера с веревочкой.
Металлофон.
Игрушечный телефон.
Куклы с подвижными частями тела: маленькая и средняя.
Кукла, надевающаяся на руку (лучше - с большим открывающимся ртом).
Корзинка, сумочка.
Набор пластмассовой посуды.
Коробочки с крышками.
Стульчик со столиком.
Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.).
Качели.
Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей 12-18месяцев
Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
Набор форм, вставляющихся друг в друга.
Мягкие куклы среднего размера.
Мягкие игрушки-зверюшки.
Тамбурин.
Барабан.
Свисток, дудочка.
Книжки с картинками.
Книжки с короткими стихотворениями для детей.
Большая грузовая машина.
Легковая машина с водителем.
«Почтовый ящик», лучше - с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющие отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).
Матрешка.
Составные игрушки из 2-3-х частей (например «Лего»).
Самокат («машина», «лошадка» и т.д.).
Подвижная игрушка на колесиках («бабочка» и т.д.) - на шесте или на веревочке.
Игрушки-модели предметов, людей, животных.
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей 18-24 месяцев
Парные картинки, лото.
Кисти, краски (не токсичные).
Набор для нанизывания («Бусы»).
Игрушечная мебель.
Пластилин и другие материалы для лепки.
Паззлы (простые).
Разрезные картинки из 2-3-х частей.
Кегли.
Сказки («Репка», «Теремок» и др.). Хрестоматия для детей от 2-х до 4-х лет.
Миниатюрные модели бытовых предметов.
Игрушечный набор «Семья».
Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.).
Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.).
Набор для игры с песком.
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей 24-36 месяцев
Модель дома.
Паззлы.
Фигурки животных с детенышами (лото «Найди маму»: животные с детенышами).