Игры, направленные на формирование своего «я» у детей раннего возраста (социальное развитие)
Игры, направленные на формирование своего «я» у детей раннего возраста (социальное развитие)
1. «КТО СПРЯТАЛСЯ?» Цель: учить фиксировать внимание ребёнка на себе, идентифицировать себя со своим именем. Материал: яркий платок. Ход игры Взрослый садит ребёнка перед собой на стульчик, гладит его по голове, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший мальчик, давай с тобой поиграем. Смотри, какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Накрывает голову ребёнка платком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем снимает платок и восклицает: «Вот Петя!», — одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребёнка, ещё раз акцентируя его внимание на самом себе. Данную игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребёнка. Игру можно повторить несколько раз. 2. «КТО ЭТО?» Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест. Оборудование: зеркало во весь рост ребёнка. Ход игры Ребёнок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание на его и своё изображение в зеркале, затем словами побуждает посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тётя! Вот тётя!» (с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на него. Если ребёнок не может сделать это самостоятельно, то взрослый берёт его руку в свою и они выполняют задание совместными действиями. Важно, чтобы ребёнок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем нужно побуждать его не только указывать на себя жестом, но и произносить своё имя, говорить «Я». 3. «ТОПНИ НОЖКОЙ» Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребёнка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции. Ход игры Взрослый показывает ребёнку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку: Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Топни, Катя, ножкой, Топ-топ-топ! Просит повторить действие. Если ребёнок затрудняется, используются совместные действия. 4. «БАБУШКИН КЛУБОЧЕК» Цель: учить фиксировать внима¬ние ребёнка на себе, идентифицировать себя со своим именем. Материал: клубок ниток. Ход игры Взрослый садит ребёнка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на него, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!» Если ребёнок не может самостоятельно поймать клубочек, нужно ему помочь. Затем взрослый восклицает: «Вот Аня поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребёнка, ещё раз акцентируя его внимание на самом себе. 5. «ЧЬЯ ИГРУШКА?» Цель: развивать зрительное и уховое внимание детей, учить шмательно рассматривать игрушки, использовать в своей речи местоимения моя, мой, указывать на ебя жестом. Материал: разные сюжетные друшки (по одной на каждого ребенка). Ход игры Взрослый сообщает детям, что принёс им большую корзину с грушками. Раздаёт каждому по дной и помогает начать с ней грать. Через некоторое время собирает все игрушки, кладёт их в корзину и, поочерёдно вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней ребёнок должен сказать: «Моя», — и взять её у взрослого. Если ребёнок ошибается в узнавании игрушки или не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает ему вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Взрослый предупреждает, что скоро соберёт игрушки, и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть их и запомнить. Игра повторяется. По мере усвоения игры взрослый может спрашивать у детей название игрушки (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т.п.), задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», «Что это? Чья кукла?» 6. «УЛЫБНИСЬ, ПОКЛОНИСЬ» Цель: учить узнавать себя в зеркале, показывать на себя и побуждать называть своё имя, учить повторять за взрослым действия перед зеркалом. Оборудование: зеркало в рост ребёнка. Ход игры Ребёнок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его в зеркале не видно), побуждает ребёнка посмотреть на себя в зеркало и сказать: «Я — Петя». «Петя, поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой. Скажи: пока, Петя!» В случаях затруднения выполнения действий ребёнком демонстрирует их взрослый, а ребёнок повторяет.