Игры, направленные на формирование
культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста
«ВОДИЧКА-ВОДИЧКА»
Цель:
формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Материал: две куклы
Ход игры
Взрослый
показывает детям две куклы и говорит, что они хотят обедать, но у них грязные
руки и лицо. Спрашивает: «Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки! Давайте
попросим водичку: «Водичка-водичка, умой моё личико...» Показывает и
рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает
малышам вымыть свои руки и лицо. При этом повторяет потешку «Водичка-водичка».
«МОЕМ РУЧКИ»
Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье
рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия
Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что при
мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
- засучить рукава, проговаривая потешку:
«Кто рукавчик
не засучит, тот водички не получит»;
- открыть кран;
- сложить ладони «лодочкой»;
- подставить руки под струю воды;
- закрыть кран;
-
вытереть руки
полотенцем.
Затем предлагает малышу выюлнить действия по подражанию, обращая
его внимание на положение рук.
«УМЫВАЛОЧКА»
Цель: учить умываться.
Материал:
зеркало, полотенце.
Ход занятия
Взрослый
подводит ребёнка к зеркалу, обращает его внимание на глаза, ротик, щёчки и т.д.
Предлагает вместе умыться, при этом показывает, как это нужно делать. В процессе действий педагог
произносит потешку Выходи, водица,
мы
пришли умыться!
Лейся
на ладошку по-нем-нож-ку...
Нет,
не понемножку — посмелей,
Будем
умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша насухо
вытирать лицо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: «Ай,
какой чистый ребёнок, посмотри на себя в зеркало
ДЕЛАЕМ
ПРИЧЁСКУ»
Цель:
учить держать в руке расческу и расчёсывать волосы движением сверху вниз.
Материал:
зеркало, расчёска, нарядная кукла.
Ход
игры
Взрослый демонстрирует ребёнку куклу и обращает
внимание на её причёску: «Посмотри, у куклы красивая причёска: длинные, ровные
волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую причёску!» Взрослый
расчёсывает перед зеркалом волосы ребёнка, затем просит попробовать расчесаться
самому. Даёт расчёску, при этом помогает её держать, вести руку с расчёской
сверху вниз. В конце расчёсывания просит посмотреть в зеркало, обращает
внимание малыша на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Цель: учить чистить зубы.
Материал:
две зубные щётки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия
Взрослый просит ребёнка посмотреть в зеркало и
улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит: «Чтобы зубки
не болели, нужно правильно их чистить». Достаёт две щётки: одну даёт ребёнку, а
другой показывает, как нужно чистить зубы, при этом проговаривает потешку:
Ротик, ротик!
Где ты,
ротик?
Зубки, зубки!
Где вы, зубки?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры педагог с ребёнком смотрятся в зеркало и
улыбаются, показывая при этом чистые зубы. При затруднениях используются
совместные действия взрослого и ребёнка.
«ФОНТАНЧИКИ»
Цель:
учить полоскать рот.
Материал:
стакан.
Ход
занятия
Взрослый
подводит ребёнка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики,
при этом проговаривает потешку:
Наберём водичку в рот,
пусть фонтанчик
в нём живёт!
Взрослый
набирает в рот воду и показывает, как выпустить её изо рта, затем — как надо
полоскать рот. Ребёнку предлагается сделать так же. В конце игры педагог хвалит
малыша.
«НОСИКИ-КУРНОСИКИ»
Цель:
продолжать учить пользоваться носовым платком.
Материал:
индивидуальные носовые платки.
Ход
занятия
Взрослый
проговаривает потешку, демонстрируя каждое действие: «Носовой платок в
кармашке (достаёт платок из кармана). Будем нос им вытирать
(показывает действие с платком), чтобы носик наш, курносик,
снова чистым был опять (убирает платок в карман)». Далее
просит каждого ребёнка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
|