Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определённые затруднения: -накопление словарного запаса идёт очень медленно. -фразу они строят с трудом, неправильно; -в словах встречаются перестановки, сокращения, многократные замены одного звука другим; -иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают.Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребёнок постоянно отстаёт в речевом развитии от своих сверстников.
Различают две основные формы АЛАЛИИ: -МОТОРНУЮ (недоразвитие активной речи) -СЕНСОРНУЮ (недоразвитие понимания речи)
Дети-алалики нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством специалиста - учителя-дефектолога (логопеда).
На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится, индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребёнка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребёнка появляется стремление к занятиям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.
Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать и в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда взрослые имеют возможность называть различные действия, которые выполняет ребёнок, и предметы, которыми он при этом пользуется. Чтобы ребёнок приобрёл определённый запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей…), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребёнок отказывается повторять слово за взрослым, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребёнок сам начнёт повторять это слово. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми. Когда ребёнок овладеет некоторым количеством слов(20-30), в том числе и словами, обозначающими действия, можно приучать его пользоваться связной речью. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью (например, уложив куклу спать, он говорит: «Ляля спит» и т.п.), того же постепенно он начинает требовать от ребёнка. Сначала детям дают предложения из двух слов—существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребёнка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь. Необходимо знать речевые возможности ребёнка на каждом конкретном этапе его развития. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя. Нельзя перегружать ребёнка речевым материалом—это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать с учётом его количества и доступности. Работа по развитию речи проводится в тесном контакте родителей с логопедом и психоневрологом, который лечит ребёнка, без такого контакта невозможен правильный подход к ребёнку.