Заикание- это патология, обуславливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата. Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Очень важен эмоциональный позитивный настрой на успех. И не в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: «Само пройдет!». Нужно четко понимать, что заикание – нарушение речи, требующее большой, сложной, совместной работы логопеда и родителей.
Причиной заикания могут быть: • Перегрузки в режиме; • Испуг; • Стресс; • Высокая температура; • Период бурного развития речи; • Подражание заикающемуся человеку.
При заикании нарушается возможность общения людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личность в целом, уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда большие способности, страдает личная жизнь. Заикание в дошкольном возрасте В первую очередь внимание должно быть обращено на общий режим жизни ребенка. Если ребенок посещает детский сад, необходимо на определенное время перевести его на домашнее воспитание. Временно изолировать от коллектива, ограничить в общении с детьми во дворе, посадить «под колпак». Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом начале появления заикания. Необходимо ограничивать речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту! Четко соблюдать режим дня: Подъем в 8 часов и раньше, прохладный, но не холодный душ. Днем обязателен отдых, прогулки на свежем воздухе. Стараться гулять вдвоем с ребенком вдали от детей. Вечерний сон в строго определенное время 20-21 час. Просмотр телевизора и видеофильмов лучше свести к минимуму. Вечером ни чтение, ни рассказывание сказок перед сном допускать нельзя. В общем, надо исключить все, что мешает сохранить покой ребенка, но делать это не путем запрета, а спокойно, осторожно, переключая внимание ребенка, терпеливо его успокаивая. В речевом общении необходимо устраивать игры – молчанки: ребенок что-то лепит, что-либо изображает по заданию взрослого. Значительные ограничения в речи особенно нужны в начальный острый период, но рекомендуется и как профилактическая мера. Часто заикающиеся, пытаясь помочь себе, прибегают в речи ко всевозможным уловкам. Они вставляют в речь отдельные звуки, слоги, слова или сопровождают ее движениями рук, ног, лица. Это мнимые помощники, и на самом деле они не помогают говорить, а только засоряют речь. Ребенку рекомендуется находиться под наблюдением психоневролога, а предлагаемые лекарства обязательно использовать. Жалеть и беречь ребенка нужно, но про себя. Успехи в речи детей нужно отмечать постоянно, но делать это спокойно и тактично. • Питание при заикании играет немаловажную роль. Пища не должна быть острой, соленой, кислой, горькой. Надо исключить шоколад, какао, и конечно кофе. • Очень важно приучать ребенка слушать спокойную музыку. Петь с ним. Но и эти занятия должны создавать атмосферу покоя, никакой громкой музыки! • Не следует в присутствии заикающихся детей употреблять слова «заикается», «заикание». Это травмирует психику ребенка. • Умение считать ,надо развивать у ребенка рано, с 2-3 лет обязательно. А заикающемуся ребенку следует предлагать счетные упражнения с целью отработки ритмичной, плавной речи, речевых пауз. • Наличие в доме большого количества игрушек, которые постоянно добавляются, тоже не лучшим образом действует на общее состояние детей. Это сможет провоцировать большую эмоциональную перегрузку, служить возбуждающим фактором. 5-6 любимых игрушек и книжек могут быть в поле зрения ребенка и больше не надо. Этот совет годится для всех детей без исключения, а для заикающихся его выполнение особенно важно. • Что касается чтения, то читать надо, не уставая, одни и те же сказки, стихи, особенно те, которые нравятся ребенку, задавать простые вопросы, по тексту и следить за спокойным, организованным ответом. Маленькие, простые тексты очень удобны и для тренировки речи и для заучивания. Дети их быстро запоминают наизусть. А темы стихов должны соответствовать возрасту ребенка. • Задача родителей- полностью забыть, исключить из оборота слова «не бойся», «не волнуйся». Ведь именно они дают ребенку установку на данные ощущения, провоцируют эти состояния и уж во всяком случае никак не помогают. Работа специалистов по лечению заикания Логопед: снимает судороги гортани, губ, языка, диафрагмы, грудных и брюшных мышц. Формирует фразовую речь ( то есть устраняет рассогласование между скоростью мышления и говорения) Налаживает синхронизацию речи. Психолог: работает с сочетанием заикания с неврозом на фоне стрессовых ситуаций. Снимает логофобию и страх перед насмеш- ками над речью. Налаживает процесс коммуникации. Невролог: лечит органическое поражение мозга. Лечит функциональное расстройство ЦНС.
Выполнение всех условий правильного речевого воспитания, своевременное обращение к специалистам является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи.