Коррекционные и развивающие упражнения на развитие восприятия
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Упражнение: "Определи звуки" Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму.
Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребенок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребенка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите слово "молоко", и ребенок показывает на картинку с "мячом", так как и "молоко" и "мяч" начинаются со звука "м".
Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур
Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите назвать фигуры, которые знает ребенок, подскажите ему названия тех фигур, которые он еще не знает. В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, треугольник, эллипс).
Упражнение на развитие точности восприятия
"Дорисуй фигуры"
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.
Упражнение на развитие цветоразличения
Подберите разноцветные картонки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и т.д. Попросите ребенка называть цвета, подскажите ему, если он не справляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не освоит всю цветовую гамму.
Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала
Покажите ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, пусть он проследит движение стрелки по кругу и поймет, что такое 1 минута. Затем попросите его отвернуться и посидеть тихо в течение 1 минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы или секундомер). Далее предлагаете ему проделать три задания, каждое - за 1 минуту:
разрезать бумагу ножницами на полоски - 3 см. шириной (заранее подготовить лист бумаги, разлинованный по ширине);
рисовать какие-нибудь фигуры (например геометрические);
перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.
Каждый раз даете команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута прошла
Упражнение на развитие представлений о временах года
Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины, желтый лист; кочан капусты, белка делает запасы, дети в осенней одежде идут с корзинками к лесу, деревья с желтыми листьями, убранное поле, астра.
Расспросите ребенка о временах года "Когда бывает снег'' Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники. Когда птицы строят гнезда и т.д. Через 1- 2 дня ребенку последовательно показывают картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.
Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки (хорошо бы юмористические), постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.
Развитие пространственных представлений
Подготовьте заранее 5 игрушек (например, кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса), картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.
На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом в центре мишка, справа уточка, слева - заяц, впереди - кукла, сзади - лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: "Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа oт мишки?"
Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в правом нижнем углу?"
Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.
Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40 - 50 сантиметров от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.
Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.
Наблюдайте за ребенком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчета, удаленности объектов и т.д.
Упражнение на развитие наблюдательности
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.
Проведите эту игру в соревновательной форме: "Кто больше назовет таких предметов?"