Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Есть несколько способов постановки звука.
Первый способ.
Первый
способ – в игре. Не нужно объяснять ребенку, что Вы занимаетесь
постановкой звука, предложите ему просто поиграть. Используйте такой
игровой прием: показать какое –то действие и озвучить его. Например:
мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – шшш (изображаете руками
движение лапок и четко произносите звук ш), к ней прибежала другая
мышка, и они стали играть вместе – шшш (предложите ребенку изобразить
другую мышку и пошуршать за нее, если нужный звук не получается,
акцентируйте его слуховое внимание на том, как говорите Вы, но не
называйте это звуком, просто так шуршит мышка). Проявите фантазию,
сочините вместе с ребенком целую сказку про веселых мышат. Можно
использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо – шшш, подул
сильный ветер – шшш, набегают волны на берег - шшш и т.д.
Если
данный способ не эффективен, переходите к следующему. Но не стоит
торопиться, попробуйте этот вариант в течение нескольких дней.
Второй способ.
Второй
способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на
движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом
используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для
осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются
тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони,
поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при
произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею (попробуйте выполнить).
Если
ребенок не может выполнить по образцу требуемые движения, переходите к
подготовительному этапу постановки данного звука (артикуляционная
гимнастика, выработка воздушной струи и т.д.)
После
освоения общего комплекса артикуляционной гимнастики и гимнастики для
данного звука, сделайте попытку снова использовать второй способ
постановки звука. При возникновении трудностей используйте его в
сочетании с третьим способом.
Третий способ.
Третий
способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает
недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.
В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата
принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука ш)
Вы можете использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки
вибрации кончика языка (для звука р) палец ребенка (предварительно руки
следует тщательно вымыть и подстричь ногти) или туго набитую ваткой
длинную соску.
При работе с любым способом
постановки избегайте названия звука, который хотите получить, чтобы
ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу.
Называйте звук с помощью звукоподражания. Например, если ребенок
правильно выполнил все инструкции и звук з произносится верно,
Вы вводите соответствующее звукоподражание: "Слышишь, как у тебя звонко
зазвенел звонок? Еще раз так позвени”. Когда звук будет поставлен, Вы
сможете соотнести звукоподражание с этим звуком: "Звонок звенит так же,
как я произношу ззз. Скажи и ты звук з: ззз”.
К
следующему этапу – автоматизации звука переходите только тогда, когда
ребенок по Вашей просьбе может легко, без предварительной подготовки,
без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не
звукоподражание).