Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 13:46 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Кабинет логопеда » Методическая копилка

Средовые ресурсы образовательной интеграции детей с нарушениями речи

 

Средовые ресурсы образовательной интеграции детей с нарушениями речи

 

 

Основные группы средовых ресурсов

Составляющие отдельных групп

средовых ресурсов

Пространственные ресурсы

 

(многофункциональное пространство, основные маршруты)

 

В пространстве кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) традиционно выделяются 3 зоны:

- зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и др. упражнения);

- зона для групповых (до 6 учеников) занятий – образуется из столов и стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа;

- зона рабочего места учителя-логопеда – состоит из стола логопеда, шкафов для наглядных пособий, книг и др., места для магнитофона, компьютера и пр.

Целесообразным является также выделение таких зон, как:

- зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т.ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений);

- зоны, элементом которой является кушетка, – для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и пр.

Кабинет для логопедических занятий должен отвечать требованиям звукоизоляции и должен хорошо проветриваться (для проведения дыхательной гимнастики).

Предметные

ресурсы

 

(мебель, оборудование, дидактический материал и т.п.)

 

1.  специальная мебель и оборудование: умывальник, кушетка – для проведения массажа, релаксационных упражнений, столик для инструментов, стол возле настенного зеркала с местным освещением, экран для закрывания лица логопеда;

2. аппараты и приборы: магнитофон, диктофон, метроном, видеомагнитофон, магнитофонные кассеты, зеркала ручные и настенное, персональный компьютер, приборы типа АИР, секундомер, песочные часы, экран, диапроектор (или фильмоскоп);

3. медицинский инструментарий и материалы: наборы логопедических зондов и шпателей, вата, бинт, марлевые и бумажные салфетки, дезинфицирующий материал;

4.  оборудование для демонстрации: настенные доски (грифельные и магнитные), наборное полотно, фланелеграф, ковролинограф.

5.  белый и цветной мел, наборы цветных карандашей, ручек, маркеров.

6.  дидактический материал: настенная касса букв, настенная слоговая таблица, индивидуальные кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов, различные речевые игры и игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-иллюстративный материал для развития устной и письменной речи, игрушки (в том числе звучащие, образные), муляжи, конструкторы, счетный материал, альбомы и другой материал для обследования, книги для чтения, сборники диктантов и др.

Используемые пособия должны отвечать техническим и эстетическим требованиям (тексты и иллюстрации должны быть четкими, удобообозримыми). Все пособия должны быть аккуратными и безопасными для детей.

Организационные

ресурсы

 

(режимы, дозировки, нагрузки)

 

            Единый речевой режим (как система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков) в образовательном учреждении и семье.

Речь логопеда как образец (орфоэпическая правильность, неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, слитность речи, правильное речевое дыхание, опора на гласные звуки).

            Дозировки учебного, и особенно – речевого и языкового материала – дифференцированно, с учетом характера речевого нарушения и этапа коррекционной работы.

Подбор лингвистического материала: коммуникативно-значимого для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.

            Использование в качестве правил, регламентирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения (для детей с заиканием, ОНР и др.).

Социально-психологические

ресурсы

 

(социальные нормы и отношения, установки, стиль общения и др.)

 

Учитель-логопед взаимодействует не только с ребенком, но и с его семьей («семейная центрированность»), действует в рамках технологии профессионального взаимодействия («междисциплинарность взаимодействия»).

Терпеливое, тактичное и доброжелательное отношение учителя-логопеда к ребенку и его родителям (в любых ситуациях общения). Специалист выбирает коммуникативную тональность в процессе консультирования родителей и специалистов-смежников.

Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для работы по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка (в противоположность неадекватной – недооценки или гиперрефлексии на дефекте).

 

Н.Н. Баль, заведующая кафедрой логопедии БГПУ им. Максима Танка, кандидат педагогических наук


Литература:

 

1.  Бейлинсон, Л.С. Коммуникативная тональность логопедической рекомендации/Л.С. Бейлинсон // Логопед. – 2004. - № 4. – С. 26 – 33.

2. Гаркуша, Ю.Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи // Ребенок: раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – С.119–142.

3. Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения/ И.Б.Козина// Дефектология. – 1997. - № 5. – С. 69–75.

4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб., 2003.

5.  Логопедия: Учеб. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.

7.  Степанова, О.А. Основные направления коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи/О.А. Степанова // Логопед. – 2004. - № 4. – С. 4 – 13.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Melanna (21.12.2009)
Просмотров: 14690 | Комментарии: 2 | Теги: средовые ресурсы, материальная база | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 2
2 Melanna  
Спасибо за подсказку! Исправим обязательно.

1 NellD57  
Увы, прочесть невозможно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz