Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 19:37 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Кабинет логопеда » Методическая копилка

Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста
Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста

Как известно, коррекционная работа с заикающимися опирается на данные медико-педагогического обследования, осуществляемого специалистами разного профиля.

В связи с тем что в состоянии моторики при   заикании    установлен    ряд отклонений    мы   сочли   необходимым описать способы   и приемы   ее обследования у детей   дошкольного   возраста.

Обследование необходимо для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии. Эти данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики невротического и неврозоподобного заикания. Они помогают определить средства дифференцированного коррекционного   воздействия в процессе логоритмических занятий и выбрать способы индивидуальной работы.

Обследование лучше проводить в три этапа, отражающих динамику состояния моторной сферы:
  • в начале,
  • всередине,
  • в конце коррекционных занятий.
По анамнестическим данным уточняются:
  • речевое развитие от рождения до трех лет,
  • особенности развития локомоторно-статических функций и манипулятивной деятельности,
  •  характер игровой деятельности,
  • наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами).
Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
  • обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
  • речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
  • состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;
  • обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).
Обследование   произвольной мимической   моторики
Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г.Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам).
  1. Поднять брови   («Удивление»).
  2. Слегка сомкнуть веки.
  3. Прищурить глаза   («Яркое  солнце»).
  4. Плотно    сомкнуть    веки  («Стало темно»).
  5. Сжать губы.
  6. Придать   губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
  7. Вытянуть   губы   как для произнесения звука «о».
  8. Надуть щеки.
  9. Оскалить зубы  («Забор»).
  10. Вытянуть   губы,  как для свиста.
  11. Задания повторяются подряд 3 раза.
Желательно проводить обследование в игровой форме.
Оценка производится по трехбалльной системе. По замыслу авторов методики она должна отражать выраженность нарушения функции, поэтому
  •  полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом;
  • частичное, нечеткое выполнение-2 баллами;
  •  невыполнение более 7 заданий -3 баллами.
Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

Обследование   речевой    моторики
  1. Открывание и закрывание рта.
  2. Рот    полуоткрыть,    широко   открыть, закрыть.
  3. Имитация жевательных движений.
  4. Попеременное надувание щек.
  5. Втягивание щек.
  6. Оттягивание   углов рта как   для произнесения звука «и», губы сделать круглыми — «о»; вытянуть губы — «у».
  7. Высовывание   «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.
  8. Покусывание кончика языка.
  9. Касание   кончиком   языка по очереди правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
  10. Упор    кончика языка   в нижние зубы     с одновременным    выгибанием спинки   языка     («Кошка    сердится»).
  11. Пощелкивание языком  («Поехали на лошадках»).
  12. Поднять   кончик   языка    вверх, облизать верхнюю губу   («Вкусное варенье»).
  13. Присасывание    спинки языка к небу   и пощелкивание    («Поцокаем»).
  14. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке.  Задания преподносятся   в игровой   форме, каждое движение повторяется 3 раза.
Оцениваются сила (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая) речевых движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка:

  • 1 балл — четкое выполнение движений;
  • 2 балла — незначительные изменения объема, силы и точности движений;
  • 3 балла — отсутствие удержания поз,выраженные изменения силы, точности, объема, трудности переключения речевых движений, девиации языка.
Обследование общей произвольной моторики
С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца. Обследуются статическая и динамическая    координация,    одновременность, отчетливость    движений.
4 года
  1. Стояние   в   течение 15 с.  закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок  левой   ноги   тесно   примыкал   к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается    как    минус.)
  2. Коснуться, закрыв   глаза,   указательным пальцем правой и левой   рук (по очереди), кончика носа. (Задание  считается   невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется   другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная   оценка выставляется    при  двукратном  правильном    выполнении задания.)
  3. Подпрыгивание.    Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, становится при подпрыгивании на пятки, а ее на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.
  4. Обследуемому предлагается в течение    10 с. указательными    пальцами горизонтально   вытянутых рук описать в воздухе круги    произвольного,  но одинакового размера.   Правой    рукой круги описываются   по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении.
Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового, размера. Задание может повторяться не более 3 раз.
Экспериментатор подает обследуемому руку и просит крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.
5 лет
  1. Стояние в течение 10 с. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.
  2. Прыгание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.
  3. Справа и слева по бокам спичечной   коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.)
  4. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.
6   лет
  1. Стояние   с   открытыми   глазами в течение 10 с попеременно на правой и  левой ноге. Одна   нога согнута  под прямым    углом   в   коленном    суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся   пола   подогнутой ногой,   сошел с места. Учитывается   и   приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
  2. Попадание  мячом в цель  с  расстояния 1 м. Цель — квадратная   доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки— 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Можно повторить задание.
  3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку,   протянутую  на  высоте   20   см   от   пола.   При   прыжке необходимо сгибать обе ноги и   одновременно   отделять  их   от  земли.   Из трех   проб испытуемый должен   2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
  4. Обследуемый марширует по комнате   в любом   темпе.   Маршируя,   он должен, взяв катушку   в левую руку, сматывать  с нее нитку и   наматывать ее     на     указательный     палец    правой  руки в течение 15 с. После  перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным,     если     обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
  5. Ребенку   предлагается   взять   в руки   перкуссионный   молоток   и   несколько раз сильно ударить им по столу.   Следят  за  тем,   чтобы  не   было лишних движений.  Выполнение заданий    оценивается     по    трехбалльной системе.

Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

  1. Сжать пальцы в кулак.
  2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
  3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здоро-ваются»).
Обследование действий с предметами:
  1. Выложить узор из мозаики.
  2. Самостоятельно     застегнуть     пуговицы.
  3. Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
  4. Нанизывать на нитку бусинки.
  5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.
Оценка:
  • 1 балл — четкое выполнение всех заданий;
  • 2 балла — выполнение не более 5 заданий из предложенных;
  • 3 балла — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных, плохая координация, неловкость движений.
Выявление   развития чувства ритма
Детям 5-6 лет предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:
1. «Андрей-воробей»

 
Детям 4-летнего возраста предлагается воспроизводить только метр знакомой мелодии.
Оценка:
  • 1 балл — правильное воспроизведение ритма;
  • 2 балла — невыполнение двух последних заданий;
  • 3 балла — умение воспроизвести ритмический рисунок.
При обследовании и в процессе наблюдений на логоритмических занятиях учитываются:
  • общий вид ребенка,
  • осанка,
  • отношение к речевой инструкции,
  • активность,
  • ориентировка в пространстве,
  • координация слова с движением,
  • наличие патологических и сопутствующих речи движений,
  • состояние мышечного тонуса,
  • признаки утомляемости,
  • темп движений,
  • упражняемость в моторных навыках.
Приведем примерную схему обследования моторики.
Ф. и. о.______________________________
Дата рождения _____________ Возраст _______

Отношение к речевой инструкции:

1.  Мимика   (объем,   качество,     степень   диф-ференцированности движений),
__________________________________________
__________________________________________  жестикуляция   (живая,  вялая, естественная,  порывистая, резкая, плавная, преобладающие жесты)
__________________________________________
__________________________________________


2.  Речевая   моторика   (точность,   объем,   подвижность,   переключаемость   органов   речевой артикуляции)
__________________________________________
__________________________________________

3.  Темп движений  (быстрый, медленный, нормальный). Ритм   (точное, неточное воспроизведение     ритмического   рисунка,     невозможность   воспроизведения   ритма)
__________________________________________
__________________________________________

4.  Статическая   координация     (позу   удерживает   хорошо,   с   трудом,   не   удерживает)
__________________________________________
__________________________________________

5.  Динамическая координация _______________
__________________________________________
6.  Одновременность движений _______________
__________________________________________

7.  Отчетливость  движений   (наличие  или   отсутствие синкинезий) ______________________

8.  Тонкие  движения   пальцев    рук     (степень дифференцированности движений, качество, темп,  действия   с   предметами)
__________________________________________
__________________________________________


9.  Координация   слова   с   движением   (четкое сочетание слова с движением, слово опережает движение, отстает от него, отсутствие координации   движения  и  слова)
__________________________________________
__________________________________________

10.  Сопутствующие речи движения
__________________________________________
__________________________________________

11.  Ориентировка в пространстве
__________________________________________
__________________________________________

12.  Состояние мышечного тонуса
__________________________________________
__________________________________________

13.  Утомляемость   (быстро,   медленно     проявляются   признаки   утомления,   способность к продолжительной работе)
__________________________________________
__________________________________________

14.  Упражняемость   в   моторных   навыках.
__________________________________________
__________________________________________


Заключение.
Приведем характеристики обследования моторики при разных клинических формах заикания.
Обследуемый С.  (возраст 6 лет 2 мес).
Диагноз: невротическое заикание.
Заключение логопеда: клоническое заикание артикуляторного типа средней тяжести. Дислалия.

Состояние моторики.
Мимическая моторика. Объем движений мышц лба, глаз, щек достаточный. Мимика дифференцированная, живая. Мимические пробы для детей 6-летнего возраста выполняет.

Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неточные, неполные по объему, переключаемость и сила движений достаточные. Может удержать язык в любом положении.

Темп и ритм. Темп движений нормальный. Чувство ритма хорошее.

Общая моторика. Пробу на статическую координацию выполняет только с третьей попытки, с трудом удерживает позу. Пробы на статическую и динамическую координацию выполняет. Переключаемость движений достаточная. Серию последовательных движений выполняет правильно, но с некоторой неуверенностью. Ориентировка в пространстве достаточная. Хорошо выполняет упражнения с предметами. Во время выполнения заданий скован, напряжен. Движения резкие, размашистые.

Тонкая моторика пальцев рук. Движения точные, дифференцированные. Задания выполняются в несколько убыстренном темпе. Действия с мелкими предметами удаются, хорошо складывает мозаику, рисует, умеет писать буквы. Координация слова с тонкими движениями удается.

Динамическое наблюдение. Отмечается высокая упражняемость в моторных навыках. Под влиянием лечения и систематических логоритмических занятий выполнение всех моторных проб достигает возрастной нормы. Движения стали свободными, точными, непринужденными. Появилась ритмичность и плавность движений. Повысилась активность на занятиях, улучшилось эмоциональное состояние. Речь на занятиях стала практически правильной.

***
Обследуемая Б.  (возраст 6 лет 1 нес).
Диагноз:   неврозоподобное  заикание.
Заключение логопеда: тяжелое тоно-клоническое заикание артикуляторно-голосовой формы на фоне замедленного темпа речи. Стертая форма дизартрии.

Состояние  моторной деятельности.
Мимическая моторика. Лицо амимичное. произвольные движения отдельных мышечных групп затруднены.
Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неполные по объему, неточные, переключение замедленно. Затруднен подъем языка вверх. Наблюдается девиация языка влево.
Темп и ритм. Темп движений замедлен. Чувство ритма слабое.

Общая моторика. Выполнение проб на исследование статической, динамической координации и одновременности движений затруднено. При попытке удержать позу ребенок неустойчив, балансирует, раскачивается, ищет руками опору. Плохо ловит и бросает мяч. Не удаются подскоки. При выполнении задании отмечены синкинезии (движение рукой сопровождается движениями мышц лица). Координация слова с движением не удается из-за выраженного заикания. Во время речи отмечаются сопутствующие движения рукой. Двигательная память удовлетворительная. Ориентировка в пространстве слабая. Во время выполнения заданий резко напряжена. Отмечены некоторые признаки леворукости. Быстро проявляются признаки усталости, к продолжи-тельной работе не способна.

Тонкая моторика пальцев рук. Задания по исследованию тонких движений выполняет с трудом. Действия с предметами неловкие.
Упражняемость в моторных навыках низкая.

Динамическое наблюдение. При коррекционной работе были проведены фронтальные и индивидуальные логопедические и логоритмические занятия, лечебная физкультура, психотерапия, медикаментозное лечение.
К концу года мимические пробы удаются частично. Речевые движения стали более точными и дифференцированными. Исправлен дефект звукопроизношения. Недостатки темпа
движений корригируются музыкой, удается воспроизведение легких ритмических рисунков хлопками.
Задания на исследование динамической координации и упражнения с предметами выполнила. Задания на исследование статической координации и одновременности движений выполняет с трудом. Удаются легкие упражнения на координацию слова с движением. Тонкие движения пальцев рук стали более точными, ловкими. Освоила действия с мелкими предметами. Остается общая напряженность при выполнении заданий. Утомляемость выражена меньше, повысилась активность на занятиях. Темп речи стал ближе к нормальному, речевые судороги меньше по продолжительности. Выписана с улучшением. Рекомендовано продолжить коррекционную работу с логопедом.

В первом случае изменения в моторной сфере менее выражены, более динамичны, чем во втором. Это подтверждает необходимость учета установленных различий состояния моторной деятельности при невротической и неврозоподобной формах заикания у дошкольников для дифференцированного построения логоритмических занятий.

Так, при невротическом заикании движения недостаточны в своем техническом исполнении что проявляется в нечеткости, неуверенности выполнения при правильном воспроизведении их формулы. Отмечены ускорение и замедление темпа движений, встречается некоторая неточность при выполнении мелких движений. Имеют место затруднения в выполнении проб на статическую координацию, незначительные изменения подвижности органов речевого аппарата. По остальным параметрам (динамическая координация, одновременность движений, ритм движений, произвольные мимические движения) дети обнаруживают высокие показатели.

При неврозоподобном заикании можно говорить о первичном нарушении координации и одновременности движений, недостаточном развитии артикуляционных и мимических движений, об изменении мышечного тонуса.

Результаты обследования учитываются педагогом как на логопедических, так и на логоритмических занятиях при всех методах и формах коррекционных занятий.


Рычкова, Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста//Н.А. Рычкова - Дефектология №3, 1984, с.69-73

Категория: Методическая копилка | Добавил: Melanna (18.12.2009)
Просмотров: 22802 | Комментарии: 2 | Теги: невротическое заикание, заикание, неврозоподобное заикании, диагностика моторики, обследование заикающихся | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Melanna  
Как я рада, что Вам помогла! wink

1 Наталья  
Огромный респект Меланне которая добавила эту статью... она мне оч помогла!)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz