Функции и задачи психолого-педагогического сопровождения в образовательной интеграции
Психолого-педагогическое сопровождение (далее ППС) развития ученика с особенностями психофизического развития и сопровождение процесса его обучения в условиях интегрированного обучения - одна из актуальных проблем образовательной интеграции, решаемая при сотрудничестве учреждений образования с центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР).
"Важнейшее условие интеграции - наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ученик. Общение с сообществом сверстников - специфический предмет психолого-педагогического сопровождения. Интеграция детей с особенностями психофизического развития в сообщество нормально развивающихся детей требует особых условий, определяемых особенностями их развития"[А.Н.Коноплева]
Основные направления работы ППС отражены в нормативно-правовых документах, регламентирующих организацию интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и обучения.
Основной документ, по которому строится ППС – «Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» от 28.08. 2006 № 85.
В данном документе определены основные задачи ППС:
•преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания;
•актуализация личностного потенциала развития ребенка;
•обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;
•информирование законных представителей относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка.
В данном документе определяется состав и функции группы ППС.
Приказом руководителя учреждения образования создается группа психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития, в состав которой могут входить:
•представитель администрации учреждения образования;
•специалист центра (по согласованию);
•педагогические (учителя, воспитатели, работающие с детьми, имеющими нарушения развития, учителя-дефектологи, педагог-психолог, педагог социальный) и иные работники учреждения образования.
Группа психолого-педагогического сопровождения осуществляет:
•организационно-методическое обеспечение образовательного процесса (оценка социальной ситуации развития;
•разработка рекомендаций по максимальному приспособлению образовательной среды к потребностям ребенка с особенностями психофизического развития;
•составление индивидуальных программ сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития;
•обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития;
•анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания, взаимодействие с семьей ребенка и другое).Группа психолого-педагогического сопровождения регулярно заслушивает на педагогических (методических) советах результаты реализации индивидуальных комплексных программ сопровождения детей с особенностями психофизического развития, принимает решения по устранению выявленных проблем, дает рекомендации по дальнейшей организации учебно-воспитательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Документация группы ППС:
•план работы группы ППС;
•карты психолого-педагогического сопровождения и индивидуальные комплексные программы сопровождения на каждого ребенка с ОПФР;
•журнал консультаций членов группы ППС;
•рабочие материалы работы группы ППС (протоколы заседаний группы ППС, материалы консультаций, диагностические материалы, материалы обследования социального статуса семьи, методические рекомендации педагогам, задействованным в интегрированном обучении и воспитании детей с ОПФР, материалы консилиумов, выступлений на педагогических советах, совещаниях и др.)
Научное обоснование проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в условиях интегрированного обучения широко представлено в монографии А.Н Коноплевой, Т.Л. Лещинской «Интегрированное обучение детей с особенностями психо-физического развития». Авторы раскрывают теоретические аспекты программного содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса учреждения, в который включен «особый» ученик.
Такие программы, по мнению авторов, «помогают интегрироваться в образовательном учреждении детям с теми или иными психо-физическими особенностями развития», показывают примеры индивидуально ориентированных программ, «которые направлены на оказание помощи индивидууму, т.е. конкретному ребенку».
В материалах республиканского научно-практического семинара, по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания» Т.Л. Лещинская раскрывает принципы и формы сопровождения, показывает модель психолого-педагогического сопровождения и этапы ее реализации.
Е.А.Винникова показывает трехуровневую модель психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения – ЦКРОиР, учреждение образования, интегрированный класс.
А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская, В.Ч.Хвойницкая
рассматривают сопровождение с позиции междисциплинарного взаимодействия.