Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 17:24 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Сурдопедагогика

ВЛИЯНИЕ УРОКОВ «ЧЕЛОВЕК И МИР» НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ (ОЩУЩЕНИЙ) ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
29.11.2010, 21:07
ВЛИЯНИЕ УРОКОВ «ЧЕЛОВЕК И МИР» НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ (ОЩУЩЕНИЙ) ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

 Роль и место предмета «Человек и мир» в специальной школе

Курс «Человек и мир» введен в учебный план спецшкол с 1992 г. Это — интегрированный предмет, который изучается в каждом классе начальной школы (с первого по четвертый). В подготовительном классе изучается предмет «Я и мир», который предваряет курс «Человек и мир» и обеспечивает преемственность программы детского сада и начальной школы для детей с нарушенным слухом. В этом интегрированном курсе в единое целое объединены биологические,  географические, обществоведческие и анатомические знания.

«Человек и мир « как учебный предмет имеет большие возможности для образования, развития и воспитания школьников. В процессе обучения комплексно решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

В ходе изучения предмета у детей формируется научное мировоззрение. Сообщая элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей. Происходит социально-бытовая адаптированность детей с нарушенным слухом: социокультурная, гражданско-правовая, семейно-бытовая, субъектная, саногенная и коммуникативная компетенции.

Осуществляется эстетическое, экологическое, этическое, правовое, семейное, санитарно-гигиеническое (режим дня, охрана здоровья, профилактика заболеваний и т. д.), трудовое, экономическое воспитание (доходы семьи, семейный бюджет и его разумное использование). Имеют место географическая (план и карта, глобус и карта, формы поверхности Беларуси) и астрономическая пропедевтика (небо, звезды, планеты), развивается логическое мышление, формируются элементы логической грамотности, обогащается сенсорный опыт, развивается речь, память, мышление, воображение, восприятие глухих и слабослышащих детей.

 Цель и задачи курса

Цель школьного курса — формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание высоконравственного отношения младших школьников к окружающей среде, своему организму, подготовка учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на следующих этапах обучения.

Основные задачи курса:

•    формирование у учащихся представлений о человеке, природе и явлениях общественной жизни;
•    подведение учащихся к элементарному пониманию связей в системе «человек — природа — общество»;
•    осмысление школьниками особенностей строения и функционирования детского организма, необходимости ухода за ним, соблюдения гигиены;
•    формирование представлений о морально-этических нормах поведения
•    воспитание эмоционально положительного отношения к окружающей жизни, интереса к природе и социальным явлениям, высших нравственных чувств:
•    формирование у учащихся жизненно необходимых практических умений и;
•    подготовка учащихся к усвоению системы углубленных и дифференцированных знаний о человеке, природе и обществе в последующие годы обучения;
•    расширение кругозора и обогащение жизненного опыта детей;
•    разностороннее развитие школьников;
•    совершенствование чувственного и сенсорного опыта детей.


 Содержание и принципы построения школьного курса «Человек и мир»

Выделяют три основных направления работы с детьми:

  •  ознакомление с природной средой;
  •  ознакомление с социальной средой;
  • ознакомление с материалом анатомо-физиологического и санитарно-гигиенического содержания.
В подготовительном классе материал представлен тремя разделами: «Я — человек», «Я и люди вокруг меня», «Я и природа».

Раздел «Я — человек» направлен на формирование знания ребенка о самом себе (Кто я? Что могу? Что хочу? Что умею? Кого люблю? О ком забочусь? Что люблю?). Учащимся сообщаются сведения о строении организма, способах ухода за телом, отражения мира, здоровье, полезных и вредных факторах, о правилах гигиены и безопасности.

Содержание раздела «Я и люди вокруг меня» позволяет актуализировать и обогащать знания о родственных отношениях, людях, находящихся рядом (учитель, воспитатель и т. д.), профессиях людей, с которыми эпизодически контактирует ученик ,о содержании и средствах их деятельности.

Раздел «Я и природа» призван обогатить фонд знаний детей о живой и неживой природе: о сезонных изменениях и приспособлении к ним в жизни представителей животного и растительного мира, о роли в жизни животных и растений солнца, воды, воздуха, земли, о природных общностях (лес, поле, луг, река).

Программа курса «Человек и мир» в 1—4 классах включает следующие разделы: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и его здоровье».

В раздел «Человек и природа» входят такие темы, как «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»(1—2 кл.), «Сезонные изменения в природе Беларуси», «Природные сообщества Беларуси», «Природные сообщества других стран» (3 кл.), «Ориентирование на местности», «Природные объекты», «Природные богатства нашей республики» и «На пороге Вселенной» (4 кл.). Основная идея содержания данного раздела — развить у детей осознание связей и взаимозависимостей, которые существуют между различными объектами природы, человеком и природой, а также понимание необходимости ее охраны.

Овладевая каждой темой раздела, учащиеся систематизируют знания о внешнем виде растений и животных, учатся выделять их части и понимать их назначение, оценивают и сравнивают природные явления, получают представления о месте своей Родины во Вселенной, о ее природных богатствах и духовном достоянии. Раздел «Человек и общество» в 1—2 классах представлен темами «Школа», «Семья», «Наш город»), «Праздники».

В 3 классе назначение этого раздела состоит в подготовке дети со слуховой депривацией к самостоятельной жизни, в формировании некоторых понятий о «рыночной экономике» (бюджет семьи, доход, расход),умений ориентироваться в условиях города и получать нужную услугу, сделать необходимую покупку и т. д.

При изучении раздела «Человек и его здоровье» у учащихся формируется отношение к здоровью как к важнейшей жизненной необходимости.. Учащиеся знакомятся с внутренними органами человека, совершенствуют знания об органах чувств, о правилах охраны здоровья, осознают, что в нашем организме все взаимосвязано. Дети усваивают нормы поведения при посещении лечебных учреждений, правила профилактики простудных и инфекционных заболеваний, приемы оказания первой помощи при получении раны или другого повреждения, возникновении заболевания. Большое внимание уделяется предупреждению вредных привычек, болевых травм, несчастных случаев в школе и на улице.

Содержание курса «Человек и мир» базируется на общедидактических, специальных (принцип коррекционной направленности; единства процесса обучения основам наук и словесной речи; интенсивного развития слухового восприятия в обучении; опоры на предметно-практическую деятельность; интенсификации речевого общения) и специфических принципах.

 Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир»

«Человек и мир» — предмет специфический как по своим целям и содержанию, так и по организационным формам и методам обучения.

Используются следующие традиционные формы обучения: уроки, экскурсии (в природу, по школьным помещениям), целевые прогулки (на перекресток для закрепления ПДД), игры, подготовка к праздничным дням и нетрадиционные (нестандартные) формы, такие, как воображаемые путешествия и экскурсии, уроки-праздники, уроки-утренники, уроки-конкурсы и даже уроки-конференции.

Желательно, чтобы уроки были нетрадиционными, здесь больше подойдет новая форма организации учебно-воспитательного процесса — свободные занятия, когда ученики не скованы излишней регламентацией урока, диктатом учителя. Учащиеся могут, v выполняя учебное задание, свободно перемещаться по классной комнате, разговаривать, показывать свои работы и рассматривать чужие, обсуждать какие-либо ситуации и т. д.

   Методы и приемы ознакомления детей с природой, как полагает Е. П. Марциновская, с окружающим миром и обществом могут быть разнообразными. 
  Наглядные методы: наблюдения, в том числе и фенологические, демонстрация натуральных объектов, предметов, опытов, изобразительной наглядности (картин, таблиц, схем, карт), кинофильмов, диафильмов, просмотр телепередач;


  • практические методы: практические работы с природным и другим раздаточным материалом, проведение опытов, практическая деятельность (сбор листьев для гербария, семян для подкормки птиц зимой), моделирование (при изучении экологических связей), решение задач, выполнение творческих работ учащимися, упражнения (практические действия), зарисовки, вычерчивание плана, составление схем, работа с учебником, работа на пришкольном участке, инсценировки, драматизация, самонаблюдение, создание и решение различных ситуативных задач;

  • словесные методы: беседа, рассказ, чтение отрывков из художественных произведений, объяснение, учебные дискуссии, связанные с обсуждением на доступном уровне экологических и санитарно— гигиенических проблем и путей их решения, анализ повседневной жизни, речевая логическая задача.

 Требования к уроку «Человек и мир» в специальной школе

К уроку «Человек и мир» предъявляется ряд требований. На уроке должны решаться основные задачи данного предмета, такие как работа по формированию элементарных знаний о человеке, природе и обществе; развитие речи учащихся (работа над словарем, диалогической и монологической речью, над предложением, произносительными навыками; работа по развитию слухового восприятия); развитие познавательной сферы;  развитие логических умений; решение воспитательных задач.
Уроки должны быть хорошо оснащены наглядными пособиями: таблицами, плакатами (о правилах поведения на дорогах), муляжами, раздаточным материалом, гербариями, альбомами («Лекарственные растения», «Ядовитые растения»).

В обучении используются устно-дактильная и письменная формы речи. Опережающие функции возложены на жестовую речь.

Следует устанавливать межпредметные связи с материалом уроков языка, чтения, математики и занятий по РЖР.

Должна осуществляться внутрипредметная связь, так как все темы курса взаимодополняют одна другую: ознакомление с природой осуществляется во взаимосвязи с формированием у детей представлений об общественной жизни и т. д.

       Объяснение нового материала, как рекомендует Л. И. Дурейко, чаще всего надо проводить в форме беседы с элементами рассказа и обязательно сопровождать рассматриванием натуральных объектов или их изображений, проведением опытов, демонстрацией кадров диафильмов или диапозитивов. В процессе объяснения желательно на доске делать рисунки, вычерчивать схемы, записывать названия растений и животных, краткие определения.

Уроки «Человек и мир « не должны превращаться в уроки объяснительного чтения. Преобладающими методами должны быть наблюдения, опыты, практические работы с раздаточным материалом и т. д. Чтение эффективно только при сочетании его с другими средствами обучения и должно сопровождаться вопросами, заданиями, демонстрацией наглядного материала, последующей самостоятельной работой. 
 

Необходимо помнить, что чтение научно-познавательных статей, учебника, отличается от чтения художественных произведений. Методикой допускается первоначальное чтение и изучение не всей статьи, а ее логических частей, чтобы ученики имели возможность найти объекты, о которых читали, на иллюстрациях учебника, рассмотреть их и сравнить с увиденным в природе. Практикуется также и выборочное чтение.
Для первичного закрепления полученных знаний используются материалы учебника (упражнения и задания разной степени сложности).

При проверке знаний может иметь место и метод тестирования, что предусматривает выбор правильного ответа из нескольких предложенных ответов.

Занятия по курсу «Человек и мир» должны носить динамичный, подвижный характер и проводиться не только в классе, но и вне его: в различных помещениях школы, в лесу, сквере, парке, на пришкольном участке и т. д.

Наблюдения на уроках и экскурсиях могут служить базой для организации сюжетно-ролевых, дидактических игр и практических занятий, цель которых — развить чувственный и сенсорный опыт; расширить и углубить знания и представления, полученные на уроках, формировать навыки самообслуживания, правильное поведение и т. д.

        Решение задач данного курса возможно только при совместной работе учителя и воспитателя.

Категория: Сурдопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 11585 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 4.2/6| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz