Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 10:20 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Сурдопедагогика

Влияние нарушенного слуха на развитие процессов ощущений Зрительные ощущения
29.11.2010, 20:24
Влияние нарушенного слуха на развитие процессов ощущений
Зрительные ощущения

Зрительные ощущения глухих детей развиваются по тем же законам, что и ощущения слышащих детей. Однако отсутствие(полное или частичное) слуховых ощущений и замедленное овладение словесной речью создают особые условия развития зрительных ощущений глухих. Если ребенок родился глухим, некоторое своеобразие в развитии зрительных ощущений возникает уже в первые месяцы его жизни. У слышащего ребенка с первых месяцев жизни образуются связи между слуховыми и зрительными воздействиями. Облик матери связывается с ее голосом. Звучащие предметы привлекают внимание слышащего ребенка, что создает у него расширение круга зрительно воспринимаемых предметов, тогда как глухой ребенок лишен этой возможности. Более существенные  изменения в развитии зрительных ощущений детей с нарушенным слухом по сравнению со слышащими начинают возникать к концу первого года жизни и все более усиливаются в первые 2—3 года, так как слышащие дети в этот период овладевают словесной речью.

Психологические исследования показывают, что процессы ощущений преобразуются в силу того, что ребенок овладевает словесными обозначениями предметов. Включение речи в процессы ощущений дает возможность ребенку обобщать предметы, игнорируя некоторые несущественные признаки в том случае, если предметы имеют одинаковое название.

Для развития ощущений большое значение имеют практические действия с предметами. У слышащих детей действия с предметами часто сопровождаются словесным общением со взрослыми или более старшими детьми, которые сообщают детям названия не только предметов, но и их отдельных частей и свойств. Они привлекают внимание детей к этим признакам предметов, делают восприятие детей более полным, многосторонним. Тем самым речевые средства позволяют анализировать и синтезировать предметы, выделять отдельные части и свойства предметов, группировать предметы по какому-либо признаку.

У глухих детей в первые годы их жизни общение со взрослыми в основном складывается в практически-действенном плане. Взрослые постепенно приучают детей к различным практическим навыкам. Действия с предметами при руководстве со стороны взрослого развивают зрительные ощущения глухих детей, помогают вычленять основные признаки предметов на основе познания их орудийного назначения в жизни человека. Однако речевое общение со взрослыми оказывается крайне бедным в первые годы жизни глухого ребенка. У детей с нарушенным слухом, находящихся в среде слышащих (в том случае, если дети не воспитываются в специальном учреждении и родители не обучают детей словесной речи сурдопедагогическими методами), речевое общение строится в основном на понимании и усвоении естественной мимики и жестикуляции, сопровождающей речь взрослых. Движения головы, лица, рук взрослых приобретают для глухих детей жизненно важное значение. У детей воспитывается к ним особая наблюдательность.

 Специальное обучение детей с нарушенным слухом в детском саду и школе позволяет полностью компенсировать их зрительное восприятие младшем школьном возрасте глухие дети еще обнаруживают определенное своеобразие зрительных ощущений по сравнению с их слышащими сверстниками.

 Процесс зрительного восприятия предметов протекает у них относительно медленнее,
чем у слышащих.

По данным исследований, зрительные ощущения слабослышащих детей значительно развивается в период обучения в школе, что приводит к сближению линий развития зрительных ощущений у глухих и слышащих детей. Имеется и определенная специфика в развитии зрительных ощущений детей с нарушенным слухом. У них формируется тонко дифференцированное восприятие мимики и жестов других людей, изменяющихся положений пальцев руки человека при дактильной речи, а также движений губ, лица и головы человека при устной речи.

Зрительные ощущения имеют очень большое
значение для развития возможностей глухого общаться с окружающими его людьми, для восприятия обращенной к нему речи.

Зрительные ощущения выполняют и другую очень важную  роль в жизни глухих, так как они является главным источником  их представлений об окружающем мире. Эту роль трудно переоценить в трудовой деятельности глухих. Поэтому всем педагогам и воспитателям детей с нарушенным слухом необходимо очень внимательно относиться  к  формированию  и   развитию   зрительных ощущений детей.

Важная задача педагогов и воспитателей состоит также в том, чтобы заботиться о развитии зрительного восприятия у глухих детей в единстве с развитием других видов восприятия, также имеющих большое значение в компенсаторном развитии их психики.

Категория: Сурдопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 3384 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz