ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОЩУЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ. Роль слуха в жизни человека
24.11.2010, 22:50
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОЩУЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ.
Роль слуха в жизни человека
Восприятие окружения посредством слуха, «ослушивания», дает солидное пополнение зрительно осуществляемому ознакомлению с окружением. В природе никогда не бывает абсолютного покоя. Но если есть движение, неизбежно возникают звуки. Звуковые волны возникают и распространяются в воздухе при колебаниях любого тела.
В зависимости от особенностей объектов, издаваемые ими звуки, в большей или меньшей степени отличаются один от другого, что дает возможность по звуку распознать объект. Издаваемый объектом звук оказывается различным в зависимости от расстояния, отделяющего нас от источника звука.
Благодаря особому устройству слухового анализатора, именно пространственной разделенности обоих слуховых рецепторов, расположенных на двух противоположных сторонах головы, мы имеем возможность ощущать направление источника звука.
Не только предметы познаются слухом, но так же явления и события: работа машин, деятельность людей, перемещение и передвижение объектов.
Итак, окружающая нас действительность отражается благодаря исходящим от нее звукам значительно полнее, чем ощущения посредством одного лишь зрения. Звуки сигнализируют о наличии невидимых объектов, процессов в зрительно воспринимаемом в данную минуту участке окружения. Наличие звуков ослабляет значение неизбежной и фрагментарности. обозревания. Обозревание всегда осуществляется по частям и последовательно. Звуки могут восприниматься одновременно. Видимый кусок действительности восполняется объектами, находящимися в невидимых в данный момент участках окружения, но воспринимаемых слухом. Таким образом, слух содействует более полному, широкому и цельному отражению окружающей действительности.
Значение слуха обнаруживается при необходимости быстро реагировать на внезапно возникающее изменение в окружении. Слухом сознательно контролируется работа станка, автомашины, самолета. Слуховой анализатор оказывается как бы «сторожевым», когда мы заняты работой в нешумном помещении.
У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельностью сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того, чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов ощущений.