УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ
Зачастую учителя-дефектологи, учителя классов интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного обучения сталкиваются с тем, что у детей с ОПФР и детей с нормой развития слабо развита логическая память, что вызывает трудности в обучении. Процесс развития логической памяти у детей с ОПФР должен быть специально организован (побуждение со стороны взрослых). Способы организации запоминания материала индивидуальны для каждого ребенка. Это: группировка, составление плана, классификация, структурирование, ассоциации, схемы, установление аналогий и т.д. Плохая память, конечно же, может обусловливаться множеством различных причин. Но чаще всего учителю приходится иметь дело со случаями, когда ребенок попросту не владеет (или недостаточно владеет) способами смысловогo запоминания материала, у него отсутствуют умения и навыки их применения в учебно-познавательной деятельности. Упражнения по развитию логической памяти целесообразно проводить после игровых упражнений по развитию мышления, в котором осуществляется "шлифовка"основных мыслительных операций, важных для логического запоминания. Предлагаем одно из очень эффективных упражнений развивающих логическую память
Упражнение "Запоминание несвязанных чисел"
Учащемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр. При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фотографическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6 5 1 3 0 2 4 8 6 0, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квартиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д.
Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем лучшим оказывается запоминание цифр. После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержащиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в крайнем случае, из телефонного справочника.
|