ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕК И ТЕОРИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО
О.К.Тихомиров (Психологический журнал Том 14 №1, 1993г.) Обосновывается необходимость дальнейшего развития теории высших психических функций Л. С. Выготского в условиях информатизации общества. Выделяется уровень произвольности и опосредствованности функций, достижимый лишь при использовании информационной технологии. Дается обзор конкретных исследований диалога между человеком и компьютером.
Ключевые слова: развитие, высшие психические функции, произвольность, опосредствованность, информатизация, компьютер, диалог. Переход в информационный век требует не только психологического осмысливания возникающих проблем, но и дальнейшего развития ранее сложившихся концепций. Теория высших психических функций Л. С. Выготского [6 ], несмотря на неоднозначное к ней отношение [1], широко используется в мировой психологической науке при обсуждении таких проблем, как человек и культура, обучение и развитие. Теория Выготского реально используется и для оценки влияния компьютеров на развитие психики детей (проблемы такого использования обсуждались в одной из наших предыдущих работ — см. [16]). В настоящей статье предпринята попытка показать, как и почему информатика и информационная технология (прежде всего в форме диалоговых компьютерных систем) делают необходимым дальнейшее развитие самой теории Выготского.
Прежде всего следует напомнить некоторые положения данной теории. К сожалению, они не всегда правильно интерпретируются, и в результате «высшими» называются такие процессы, которые на самом деле таковыми не являются. Например, «решение задач», которое объявляется «высшей психической функцией»; неправильными, на мой взгляд, являются попытки отрицать эвристическую ценность самого различения функций по уровню их развития. Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|