Формирование детского коллектива в условиях образовательной интеграции
Из опыта работы классного руководителя
Великострелковского УПК Кулаговой Т.П.
Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении признаны выполнять все педагогические
работники. Однако основная роль в обеспечении воспитательного процесса
принадлежит классному руководителю.
Классный руководитель в условиях
общеобразовательного учреждения, как педагог, имеющий большие
возможности влияния на развитие личности ребенка, признан создавать
условия для формирования духовных ценностей каждого учащегося. На
современном этапе воспитательной работы в учреждении образования
решается проблема формирования гармоничной личности ребенка. Личностные
качества ребенка формируются в классном коллективе в процессе общения
со сверстниками и взрослыми. Формирование личности ребенка и
формирование детского коллектива это два направления воспитательной
работы, которые взаимосвязаны, взаимодополняемы, непрерывны и
проходят через весь процесс обучения в школе.
Коллектив 6 класса сейчас насчитывает 7
учащихся. На протяжении 5 лет обучения в детском коллективе этого
класса насчитывалось 5 учеников. На начальном этапе обучения с детьми
работала учительница начальных классов Душкина Р. В.
Раисе Владимировне удалось сплотить детский коллектив, привить им
уважение к старшим, развить качества доброты, сопереживания,
взаимовыручки, поддержки. При переходе детей на вторую ступень
получения образования, даже в таком маленьком детском коллективе, когда
дети начальных классов хорошо знакомы с детьми старших классов,
происходит психологическая ломка ученика. Дети попадают в новые условия
обучения и воспитания. На данном этапе главная задача классного
руководителя поддержать детей, оказать моральную и психологическую
поддержку каждому ребенку, сохранить сплоченность в коллективе. По
прошествии года мы можем отметить, что адаптация к новым условиям
обучения и воспитания прошла успешно.
Этот учебный год для 6 класса начался
опять необычно. Выполняя нормативно-правовые требования по организации
обучения детей с особенностями психофизического развития, в класс были
зачислены два ребенка, которые обучаются по программе 7 класса
вспомогательной школы. В классе сменился классный руководитель.
В условиях обучения и воспитания детей с
учетом двух образовательных стандартов необходимо было коренным образом
изменить подходы к организации воспитательной работы.
Во-первых, необходимо было провести разъяснительную работу в детском коллективе, среди родителей и педагогов.
Во-вторых, так как я только что
начала работать классным руководителем, мне пришлось собрать сведения о
коллективе (возраст, социальный статус семьи, сведения о здоровье,
сведения об учебных достижениях, сведения об увлечениях детей сведения
об уровнях работоспособности и т.д.).
В-третьих, необходимо было
включить в план воспитательной работы как можно больше коллективных
трудовых дел, развлекательных мероприятий, способствующих вовлечению
новых детей класса во взаимодействие.
Многолетний педагогический опыт работы
помог мне быстро найти контакт и понимание с детьми. В помощники себе я
взяла лидера класса Артюх Татьяну, вместе с ней распределила поручения,
организовали дежурство в классе, провели анкету на тему «Участниками
каких мероприятий Вы хотели бы стать». В ходе совместной деятельности
был составлен план воспитательной работы.
Традиционные мероприятия класса:
проводим информационные часы, на
которых дети знакомятся с событиями, происходящими в нашей стране,
пытаемся дать оценку происходящему, читаем отдельные заметки,
рассматриваем материалы детских журналов и т.д.;
участвуем в работе детских
объединений (в октябре месяце все дети класса, включая детей с
особенностями психофизического развития, были приняты в пионеры);
организуем празднование дней рождений;
участвуем в общешкольных мероприятиях;
проводим викторины различной тематики (задания подбираются различной трудности, для того чтобы включить детей с ОПФР);
проводим трудовые десанты «Порядок в классе», «Скоро Новый год», «Ухаживаем за цветами»;
составляем коллективные юмористические коллажи;
участвуем в выставках рисунков, цветов, поздравлений к праздникам.
Дети с ОПФР включаются в оздоровительные мероприятия, посещают школьные лагеря отдыха, санатории, отдыхают в Италии, Австрии.
С целью приобретения трудовых навыков,
социального опыта, коммуникативной и социокультурной компетенции Ольга
и Андрей (дети с ОПФР) включены в трудовое обучение в смежные 7-9
классы. Этот опыт оправдан, дети активно взаимодействуют не только со
сверстниками, но и всеми детьми школы. Учитель трудового обучения Лысов
В.М. нашел способ включить Андрея и во внеклассную трудовую
деятельность. Мальчишки строят макет старой школы для музея.
Мельникова В.А. на коррекционных
занятиях, Кончиц А.В. на уроках географии используют элементы
компьютерных технологий, что способствует активному включению детей с
ОПФР в уроки информатики в общем классе (учитель Руденков С.Н).
Общими усилиями стирается грань различий между детьми.
В случае конфликтных ситуаций, а без
этого не рождается ни один дружный детский коллектив, я обращаюсь за
помощью к учителям-дефектологам. Мы вместе с детьми, выслушав мнение
всех детей, находим выход из ситуации.
Все вышеперечисленное позволяет сказать,
что дети, независимо от их интеллектуальных возможностей включены в
образовательный процесс на условиях партнерских отношений, испытывают
удовлетворение от общения и учебы.
Посмотреть саму презентацию Вы можетескачав ее с сервера (СКАЧАТЬ)