Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 27.07.2017, 17:42 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методический магазин » Методический магазин

ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ (80 стр)
09.04.2013, 22:30

ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ

 Коррекционная работа от рождения до года

(программный методико-диагностический комплекс)

Приобрести книгу можно здесь 

 Авторы составители:

Мельникова В.А. учитель-дефектолог ведущий специалист сайта www.defectus. ru

Пиланович В.Н. учитель-дефектолог, администратор сайта www.defectus. ru

 

          Издание посвящено проблемам развития детей первого года жизни, изложены теоретические аспекты поэтапного развития ребенка в младенчестве, представлена программа коррекционной работы с ребенком от рождения до года и диагностический инструментарий, позволяющий контролировать «зону актуального развития» ребенка.

Адресуется  родителям, студентам факультетов дошкольного образования, студентам специальных дефектологических факультетов, психологам, учителям-дефектологам службы ранней коррекционной помощи.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………

3

Обращение к родителям……………………………..

5

Глава 1. Путеводитель программного методико-диагностического комплекса………………………………

 

8

 

Глава 2. Примерная модель нормы развития ребенка от рождения до года…………………………………...

 

13

 

Глава 3. Методические рекомендации организации коррекционной работы…………………………………….

 

17

 

Глава 4. Программа коррекционной работы с ребенком от рождения до года……………………………

 

26

 

Глава 5. Диагностика развития ребенка младенческого возраста………………………………….…………

 

49

 

Заключение…………………..……………………...

68

 

Литература…………………………………….……..

70

 

Словарь терминов………………………………..….

71

 

Введение

Последнее десятилетие, как  в нашей стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, характеризуется активным интересом ученых, педагогов, психологов, практиков к проблемам детей раннего возраста, особенно первого года жизни.

Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни, в особенности, это касается первого года жизни. Период от рождения до года очень важен для дальнейшего развития ребенка и имеет ряд особенностей – быстрый темп формирования основных ведущих умений, которые являются «платформой» для дальнейшего развития. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Учитывая тот факт, что каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии и развивается он только ему присущими темпами, то каждый взрослый должен знать общую,  примерную для всех детей  модель нормы  развития ребенка. Научно доказано и обосновано, что условия проживания и место проживания, будь-то город, поселок, деревня, существенного значения в развитии ребенка первого года жизни не играют. Знание нормы развития  ребенка в период младенчества позволит заметить и предупредить отставание в развитии.

Примерная модель развития ребенка представлена в методическом пособии в виде таблицы-схемы,  в которой показаны основные этапы развития ребенка (пять основных этапов развития младенца), показатели психического развития, сроки и показатели новообразований на каждом из этапов в период от рождения до года.

В данном методическом пособии мы показали «Программный методико-диагностический комплекс развития ребенка от рождения до года», который включает «Индивидуальную диагностическую карту-таблицу развития ребенка в возрасте от рождения до года» и «Программу коррекционной работы с  ребенком от рождения до года».

Примерная модель нормы развития ребенка от рождения до года» и «Индивидуальная диагностическая карта-таблица развития ребенка в возрасте от рождения до года» -  два взаимосвязанных документа, которые  легли в основу  «Программы коррекционной работы с ребенком от рождения до года», в котором в пошаговой последовательности определены методы и приемы коррекционной работы. В программе представлены активные методы и приемы стимулирования формирующегося умения при интенсивной поддержке взрослых.

Выделение отрезков (шагов) в программе играет существенную роль на пути достижения определенной цели. Например, ребенка сначала учат сосредотачивать взгляд на игрушке, следить за ее передвижением, позже узнавать знакомые игрушки и предметы, ориентируясь на их цвет и форму.

Программа, нацеливающая на  формирование умений по разделам в разрезе каждого месяца, показывающая коррекционные приемы работы по формированию того или иного умения является энциклопедией упражнений для родителей и заинтересованных лиц, воспитывающих нормально развивающегося младенца или ребенка с особенностями психофизического развития (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелые множественные нарушения, и т.д.).

Уважаемые читатели,  перед вами уникальное издание, которое легко в применении,  как родителями, так и специалистами,  работающими с семьями, которые воспитывают «особого» ребенка.   

Уникальность и ценность данного издания заключается в том, что вы  получаете  одновременно диагностический инструментарий, по которому определите успехи или неуспехи в развитии своего ребенка, наметите перспективу дальнейшего взаимодействия с ребенком по достижению новых вершин развития на основе диагностики  и программу формирования последовательных умений с коррекционными приемами работы с ребенком.

Мы убеждены, что комплекс станет существенным дополнением к тем материалам, которые уже есть у родителей, студентов, специалистов ставящих перед собой задачу развития ребенка с первых месяцев его жизни и до года, или же развития ребенка с учетом его психологического возраста.

 

Обращение к родителям

Уважаемые родители!

 Я, обращаюсь на страницах данного методического издания именно к тем родителям, у кого случилась беда – в семье родился ребенок с особенностями в развитии.

Рождение ребенка праздник в каждой семье. Рождение ребенка, который необычен, не такой как все новорожденные вызывает шок у родителей. С первой минуты такой семье нужна поддержка со стороны родных, близких, друзей. Окружить заботой, в первую очередь, необходимо мать. Мать первая узнает, что появился на свет «особенный», не такой как у всех  ребенок и это ее  ребенок.  Она первой увидела его, первой поняла, что произошло. Именно мать первой испытала шок и  осознала то, что в семью пришла беда. Слезы радости сменились слезами горя. Не оставляйте мать наедине с ее мыслями. Сделайте все возможное, что бы ребенок остался в семье.

  Очень важно своевременно начать подготовку к приему матери и ребенка дома. Необходимо постоянно говорить матери о том, как идет подготовка к их встрече, что вы купили для ребенка, какой сюрприз ждет ее дома. Пусть в вашем доме в первые, и последующие дни  сияют яркие краски. Это придаст больше уверенности матери, а поддержка родных, близких и друзей поможет преодолеть порог неуверенности в завтрашнем дне. Ведь никто не знает, какие способности могут раскрыться у вашего необычного ребенка.

Возможно, вы в скором будущем ощутите себя счастливыми родителями, именно ваш ребенок окружит вас заботой, вниманием, удивит и обрадует вас.  Но к этому придется идти медленными шагами, прилагая определенные усилия и  при этом, выполняя главное условие, которое заключается только в одном: «Не навреди ребенку! Поддержи его в трудную минуту! Люби его таким, каков он есть! Не требуй невозможного, но и  не останавливайся на достигнутом!» И еще. Не забывайте, какую важную роль вы играете в его жизни. Осознание того, что именно от вас зависит его развитие, придаст вам силы, поднимет настроение.

Воспитывать ребенка с особенностями в развитии намного труднее, чем обычного ребенка. В периодических изданиях, на радио и телевидении не часто поднимают вопросы воспитания  ребенка с особенностями в развитии. Давно назрел вопрос организации цикла телепередач для родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. Это дало бы возможность родителям получать конкретные советы по воспитанию «особого» ребенка. Но это пока перспектива!

Реальность заключается в следующем. ХХI век – это век перемен, технических достижений. Многие проблемы сегодня решаются с помощью медицинского и педагогического вмешательства. Именно в этом веке пристальное внимание обращено к проблемам семьи и в том числе и к семье,  воспитывающей ребенка инвалида.

Главный помощник в решении ваших проблем – это дефектолог, специалист, работающий с детьми с особенностями в развитии. Ищите с ним связь! 

В условиях дома Вам дадут советы о том, где можно получить медицинскую реабилитацию, педагогическую помощь,  а затем, с учетом вашего желания,  будет организована работа с ребенком.  Рядом с вами окажутся опытные специалисты, знающие особенности развития «особого» ребенка, приемы взаимодействия с необычным ребенком. Возможно, в дальнейшем вы найдете в данных специалистах надежных друзей, которые не равнодушны к вашей беде и именно с ними в вы будете делить слезы радости. 

Дефектолог научит Вас пошаговым действиям по формированию того или иного умения у ребенка, даст рекомендации по приобретению различных приспособлений для кормления детей, посоветуют какие игрушки необходимо приобрести в соответствии с уровнем развития ребенка.

 Например, если ребенку три года, а у него не сформирован хватательный рефлекс, то необходимо в этом возрасте использовать игровой материал для полугодовалого ребенка. И этого не надо стесняться. Нельзя форсировать развитие «особенного» ребенка, необходимо медленно пошагово идти за ним. Важно найти точку отсчета, которая продиктует следующий шаг развития. Пошаговое развитие ребенка проходит через всевозможные виды деятельности – кормление, самообслуживание, игру. В выборе пошагового пути ведущая роль принадлежит дефектологу. Дефектолог проводит диагностику, определяет «зону актуального развития» ребенка, определяет задачи на перспективу  развития, обучает родителей приемам, формирующим умения.

 Если родители заинтересованы  в сотрудничестве со специалистом, то результаты появляются раньше, чем Вы остались один на один со своей проблемой.

 Результат ребенка виден на лицах родных и близких при очередных посещениях семьи специалистом. Они, пока еще с опаской, но уже говорят о том, что у детей появляются успехи в развитии, появляется надежда. Со стороны родителей звучат робкие, по началу, слова благодарности в адрес людей, которым не безразлична судьба маленького беспомощного малыша.

Основной вывод, который напрашивается, это то, что объединенными усилиями родителей и дефектологов можно достичь результатов в воспитании любого ребенка. Результат появиться в том случае,  если Вы не будете ждать «манны небесной», а начнете активно бороться за судьбу вашего ребенка.  Чем раньше Вы начнете проявлять заинтересованность, тем быстрее появится успех.

 Методическое пособие, предлагаемое Вам, это практическое руководство для занятий с ребенком в домашних условиях.   

Все в Ваших руках, уважаемые родители!

Ищите своего дефектолога!!!!

Получить дополнительную информацию о воспитании детей с особенностями психофизического развития вы можете,  посетивши наш семейный сайт www.defectus.ru

Администратор сайта В.А.Мельникова

 

ГЛАВА 1. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММНОГО

МЕТОДИКО - ДИАГНОСТИЧЕСКОГО  КОМПЛЕКСА

 

Программный методико-диагностический комплекс развития ребенка от рождения до года многофункционален в применении.

Во-первых, его могут использовать родители,  которые воспитывают здорового ребенка. В данном случае они будут больше ориентироваться на сроки новообразований и отслеживать развитие ребенка в рамках этапов развития. Главная задача родителей -  не упустить сроки новообразований. Пошаговые коррекционные упражнения, представленные в программе, помогут родителям ориентироваться в выборе игровых приемов для различных жизненно-практических ситуаций взаимодействия с ребенком. Пошаговое формирование умений для нормального развития является промежуточным  процессом, способствующим выводу ребенка на более крупные показатели развития: сидит, ползает, ходит и т.д.

Во-вторых, его могут использовать родители, у которых дети попали в «группу риска» и специалисты, оказывающие консультативную помощь родителям в условиях семьи: учителя-дефектологи, педагоги психологи, педагоги социальные и специалисты детских домов ребенка.

Дети «группы риска» - дети,  имеющие незначительные отклонения в развитии вследствие родовых и внутриутробных травм, недоношенности ребенка, болезней матери в период беременности, различных социальных факторов, влияющих на ход беременности и родов т.д.

В настоящее время социально-экономические факторы: безработица, алкоголизм, кризис института брака и другие играют не последнюю роль  в увеличении количества детей «группы риска». Не упустить развитие этих детей, не дать появиться, на основе уже имеющихся отклонений от нормы, вторичных нарушений, остановить или смягчить имеющиеся отставания в развитии, обеспечить адекватную коррекцию имеющихся нарушений развития с первых месяцев развития ребенка можно совместными усилиями учителей-дефектологов, массажистов, инструкторов ЛФК, врачей и родителей.

В данном случае «Программный методико-диагностический комплекс развития ребенка от рождения до года» служит путеводителем в выборе коррекционных приемов на основе диагностики, способствующих формированию того или иного умения.

 Опыт работы, наблюдения за детьми «группы риска» показывает, что  в своем развитии они очень близки к норме. У них наблюдаются, в основном незначительные, отставания в моторном, речевом и социально-эмоциональном развитии.   Индивидуальная карта развития ребенка позволит определить «зону актуального развития ребенка», наметить перспективу развития у ребенка определенных, с трудом формирующихся умений, т. е. определить  «зону ближайшего развития».

В прошествии определенного времени родители отмечают  успехи ребенка в индивидуальной  карте и намечают  новые перспективы развития. Динамику в развитии ребенка можно определять в рамках этапов развития, так же как и для детей в норме, ориентируясь на сроки новообразований.

В-третьих, его могут использовать родители, у которых дети имеют значительные нарушения в психофизическом развитии (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, аутические проявления) и специалисты – учителя-дефектологи, педагоги психологи, педагоги социальные, массажисты, инструктора ЛФК, оказывающие помощь и поддержку родителям в условиях семейного воспитания.

За последние пять лет значительно возросло детей с различными психофизическими заболеваниями, признаками аутизма.  В период младенчества, зачастую, родители не замечают отклонений в развитии ребенка, если они не явно выражены. Такие ситуации достаточно частые. Упускается драгоценное время из-за незнания родителями признаков заболевания, надежды «авось пройдет». Все это приводит в итоге к тому, что ребенок начинает  отставать в развитии.

В данном случае родители и заинтересованные лица в развитии «особого» ребенка с помощью «Индивидуальной диагностической карты-таблицы развития ребенка в возрасте от рождения до года» определяют «зону актуального развития» ребенка и на основе полученных результатов диагностики определяют перспективу развития ребенка на какой-то определенный промежуток времени. Таким образом, определяется  «зона ближайшего развития» ребенка,  в которую входит формирование новых умений, а затем выбираются  коррекционные приемы в программе,  помогающие развивать у ребенка то или иное умение. Иными словами специалистами совместно с родителями составляется комплексная индивидуальная программа развития ребенка на период.

В-четвертых, его можно использовать при воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического  развития.

«Дети с тяжёлыми и множественными  нарушениями психофизического развития представляют очень сложную и неоднородную группу, имеют разные потенциальные возможности, способности к компенсации патологических отклонений и адаптации в окружающем мире. Весь дошкольный период их развития, в большинстве случаев, является диагностическим. Поэтому процесс воспитания имеет диагностическую и коррекционно-развивающую основу». (Калинина Е.М.)

Организовать коррекционно-развивающую работу с ребенком на основе его индивидуальных способностей возможно при условии учета уровней его актуального и ближайшего развития, определяемых в процессе исходного, текущего и итогового психолого-педагогического обследования. Данный комплекс будет полезен в моделировании индивидуальной программы развития ребенка, когда физиологический возраст ребенка-инвалида, например 3 – 4 года, а то и более лет, а психологический возраст в рамках года.

Категория: Методический магазин | Добавил: admin
Просмотров: 1708 | Загрузок: 331 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала: https://vk.com/market-42629187?w=product-42629187_454071%2Fquery
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо автору за такой труд. У меня ребенок с ДЦП. Ему 3 года. Он не говорит, плохо сформированы глотательные и хватательные, да и еще куча проблем. Книга вселила в меня уверенность. Я знаю теперь с чего начинать работу с ребенком. У меня много специальной литературы. Но все там как-то расплывчато. А здесь по каждому направлению конкретные советы. Здоровья авторам.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[07.05.2017]
Педагогическое сопровождение межличностных отношений учащихся младших классов (инклюзивное образование)
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи

[19.05.2017]
Как готовить ребенка к ходьбе

[19.05.2017]
Как формировать у ребенка умение поворачиваться со спины на бок и на живот
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz