Коррекционные занятия по формированию ключевых компетенций у учащихся младших классов 2-го отделения вспомогательной школы Радионова В.И. - учитель вспомогательной школы-интерната № 5 г. Гомель, Беларусь Введение Коррекционные занятия с учащимися младших классов 2-го отделения вспомогательной школы строятся с учётом их индивидуальных особенностей, динамики их социального развития и воспитания, ведущих сенсорных систем (ведущих систем приёма и переработки информации: аудиальной, визуальной, кинестетической). Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия предназначаются прежде всего тем учащимся, у которых обнаруживается социальная инфантильность, пассивность в социальном взаимодействии, низкая способность к самостоятельному выполнению действий и эмоционально устойчивому поведению. Целью занятий является формирование ключевых компетенций (ценностно-смысловой, личностно-социальной, коммуникативной) на уровне, достаточном для учащихся. Содержание коррекционных занятий определяется индивидуальными программами обучения, которые составляются на основе трансформации существующего программного материала по основным образовательным областям младших классов 2-го отделения вспомогательной школы. В индивидуальных программах определяется стратегия совместных действий педагога, ученика, родителей, отслеживается ближайшая перспектива развития конкретного учащегося в процессе практико-ориентированной деятельности. Выбор адекватных методов и приёмов коррекционной работы с учащимися, видов педагогической помощи обусловливается ведущими сенсорными системами, которые выявляются педагогом по методикам, представленным в психолого-педагогической литературе (Б. Г. Ананьев, М. Гриндер, А. У. Коренев, А. А. Плигин, А. Л. Сиротюк). Коррекционные занятия обеспечивают развитие ученика как субъекта деятельности в разнообразных её видах и предполагают формирование у него позитивной мотивации, элементов саморегуляции и частичной самостоятельности. Организуется активное отношение ученика к деятельности. Осуществляется коррекция зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, речи, эмоций, а также коррекция развития личности и поведения. В процессе проведения коррекционных занятий воспроизводятся повседневные ситуации общения детей друг с другом и педагогом; широко используются игры, по¬могающие пережить чувство общности с другими и позволяющие проявить сопереживание, разрешить конфликтные ситуации, согласовывать свои действия с действиями других, т. е. сотрудничать. Предусматриваются упражнения в выполнении различных действий, в овладении способами деятельности. На занятиях чередуются виды практической деятельности, сопровождаемые ритмическими речитативами, включаются релаксационные и динамические паузы. Не допускаются физические и психические перегрузки детей.
PS . (от администратора сайта Мельниковой В.А.) Далее в статье приведены конспекты коррекционных занятий. Конспекты занятий «Мой маленький дружок», «Осень», «Мое лицо», «На цветочной клумбе» помещены в данном разделе ниже вышеназванного материала. Полный вариант статьи журнал «Спецыяльная адукацыя» №1, 2010, Минск, Беларусь, «Коррекционные занятия по формированию ключевых компетенций у учащихся младших классов 2-го отделения вспомогательной школы». В Республике Беларусь дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются по программе вспомогательной школы 2-го отделения.
|