Конспект урока по СБО. 5 класс. Тема: Продуктовые магазины
03.04.2010, 14:49
План - конспект урока по соционально - бытовой ориентировке учащихся с интеллектуальной недостаточностью
А. А. Кусенкова, учитель-дефектолог общеобразовательной средней школы № 4 г. Рогачева
V КЛАСС Тема: «Продуктовые магазины»
Цель:формирование умения пользоваться услугами учреждений торговли.
Задачи: уточнять и расширять знания детей о видах магазинов (продовольственных и промтоварных, специализированных и универсальных); знакомить с атрибутами магазина: вывеской-названием, витриной, условными обозначениями и режимом работы магазина; с профессиями людей, работающих в магазине, оборудованием магазина, действиями покупателя; расширять словарный запас по данной теме, развивать коммуникативные способности, корригировать вычислительные навыки, развивать аналитико-синтетические способности; воспитывать самостоятельность, учить соблюдать правила поведения в магазине.
Оборудование: муляжи продуктов; таблички-названия отделов магазина; предметные и сюжетные изображения; кассовый аппарат (игрушка); материал для игр; иллюстрация к задаче.
Ход урока
I.Организационный момент. II.Разминка, подготовка к работе (кинезиологические упражнения). Комплекс: «Колечко», «Кулак—ребро—ладонь», «Лезгинка», «Ухо—нос», массаж ушных раковин, гимнастика для глаз.
III. Сообщение темы. Разгадывается кроссворд «Продукты».
1.Красная девица, Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) 2.Круглый, оранжевый, сладкий.(Апельсин) 3.На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох). 4.Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз) 5. Из меня получают муку (любят птицы). (Зерно)
В итоге из начальных букв ответов получается слово «магазин».
IV. Изучение нового материала. — Какие бывают магазины? (Продовольственные и промтоварные.) Чем они отличаются?
Дидактическая игра «Не ошибись!». Учитель говорит детям, что необходимо хлопнуть в ладони, если они услышат название или увидят предмет, который продается в продовольственном магазине. На слух: конфеты, сыр, зубная паста, молоко, сапоги, хлеб, макароны, мука, мяч, тетрадь, печенье, ведро, телевизор, майонез. Картинки: апельсин, диван, шуба, клубника, стул, арбуз, капуста. — Продовольственные магазины делятся на (на доске)
— О специализированных магазинах мы с вами говорили в прошлом году, а теперь будем вести речь об универсамах (на табличке) — так сокращенно называются магазины данного вида. В таких магазинах, как правило, много отделов, названия которых говорят, какие продукты в них продаются.
V. Первичное закрепление.
Дидактическая игра «Наведи порядок».
—Сейчас мы попробуем определить, какие продукты должны продаваться в том или ином отделе. Отделы: «Хлеб», «Кондитерские изделия», «Молочные продукты», «Овощи—фрукты», «Напитки», «Мясо», «Рыба», «Яйца».
—Что тут должно продаваться? (Уточняется относительно каждого отдела.) Игровая ситуация: невнимательные продавцы неправильно разложили товар. Нужно навести порядок. Учитель предлагает выбрать ответственных за отделы. Ответственные проверяют отделы: молочных продуктов, хлебный, кондитерских изделий. —Какие продукты оказались лишними? Куда мы их определим? (В отдел «Овощи—фрукты».) —Назовите только фрукты; только овощи. —Что еще может продаваться в данных отделах?
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (работа в парах сменного состава: ученики сами составляют задания друг для друга).
VI. Формирование умений и навыков.
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».
1.По надписи у входа в магазин определяются часы его работы и время обеденного перерыва. Магазин работает
с 8 до 20 ч, обед с 14 до 15 ч.
2.Профессии людей, работающих в магазине: продавец, кассир, уборщица, грузчик (картинки). —Какую работу они выполняют? —Распределяются роли между детьми. —Покупатели просят продавца подать им необходимые продукты, соблюдая правила этикета. Причем продукты они выбирают, исходя из имеющейся у них суммы денег (на всех продуктах ценники — круглые двузначные числа в пределах 100), т. е. дети должны устно посчитать, сколько будет стоить покупка. Кассир проверяет правильность их подсчетов и при необходимости дает сдачу.
Составление и решение задачи.
Батон — 40 руб. Хлеб — ? — на 10 руб. дешевле. — Сколько стоит батон? Что известно про хлеб? Что значит «дешевле»? Как узнать, сколько стоит хлеб? Как вычислить стоимость всей покупки? Запись решения на доске: 1) 40-10 = 30 — хлеб. 2) 40 + 30=70 — хлеб и батон.
VII. Закрепление. Дидактическая игра «Продолжи предложение». Каждому ребенку дается карточка с одним вопросом, затем проводится работа в парах сменного состава. Карточки: Мама купила в хлебном магазине ... Женя купил в мясном магазине ... Бабушка купила в овощном магазине ...
VIII. Подведение итогов. -Какая тема урока была сегодня? -Что больше всего понравилось? Домашнее задание: сходить в магазин за покупками.