Психолого-педагогическое сопровождение образовательной интеграции в условиях сельской малокомплектной школы
В статье показанапримерная комплексная программа психолого-педагогического сопровождения процесса образовательной интеграции в Великострелковском учебно-педагогическом комплексе, приведеналгоритм работы группы психолого-педагогического сопровождения.
Введение
В научно-методическом аспекте специального образования термин «сопровождение» широко распространен. А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская акцентируют внимание в публикациях на важность проблемы психолого-педагогического сопровождения детей в условиях интегрированного обучения, отечественные ученые представляют систему работы учреждений образования по данному направлению, нацеливают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР) на системное сопровождение детей с особенностями психофизического развития, обучающихся в интегрированных классах. В итоге, термин «психолого-педагогическое сопровождение» находит отражение в законодательной базе специального образования.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ученика с особенностями психофизического развития и сопровождение процесса его обучения в условиях интегрированного обучения - одна из актуальных проблем образовательной интеграции, решаемая при сотрудничестве учреждений образования с центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Научное обоснование проблемы психолого-педагогического сопровождения детей в условиях интегрированного обучения широко представлено в монографии А.Н Коноплевой, Т.Л. Лещинской «Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития». Авторы раскрывают теоретические аспекты программного содержания психолого-педагогического сопровождения процесса образовательной интеграции учреждения. Такие программы, по мнению авторов, «помогают интегрироваться в образовательном учреждении детям с теми или иными психофизическими особенностями развития», показывают примеры индивидуально ориентированных программ, «которые направлены на оказание помощи индивидууму, т.е. конкретному ребенку».
В материалах республиканского научно-практического семинара, по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания» Т.Л. Лещинская раскрывает принципы и формы сопровождения, показывает модель психолого-педагогического сопровождения и этапы ее реализации. Е.А.Винникова показывает трехуровневую модель психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения – ЦКРОиР, учреждение образования, интегрированный класс. А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская, В.Ч.Хвойницкая рассматривают сопровождение с позиции междисциплинарного взаимодействия.
Основная часть
Термин «интегрированное обучение» в современной педагогике рассматривается как совместное обучение обычных детей и детей с особенностями психофизического развития в структуре одного класса на условиях партнерских взаимоотношений и рассматривается как одно из возможных средств социализации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Образовательная интеграция детей с особенностями психофизического развития в систему массового образования, ее организационная суть положительно воспринимается педагогами, родителями и сверстниками особых учеников.
В Республике Беларусь разработана нормативно-правовая база, позволяющая учреждениям образования активно включать особого ученика в классы интегрированной формы обучения и воспитания. Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» реализует право на обучение, обеспечивает защиту прав детей, выдвигает перед общественностью задачи по принятию особого ребенка в социуме и активному включению его в социальные отношения со здоровыми сверстниками.
Учреждение образования, создавшее единое образовательное пространство для обучения обычных детей и детей с особенностями психофизического развития, по сути, инновационное учреждение со своей специфической образовательной структурой.
Понятие структура в толковом словаре под редакцией А.М.Прохорова трактуется как «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств, при различных внешних и внутренних изменениях».
Спецыяльная адукацыя №2, 2010 Ксендикова Т.А.,
директор ГУО «Великострелковский учебно-педагогический комплекс
детский сад – базовая школа им. А.Ф. Самусева» Рогачевского района
Гомельской области. Мельникова В.А.,
учитель-дефектолог высшей категории ГУО «Великострелковский
учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа им. А.Ф.
Самусева» Рогачевского района Гомельской области
Подробнее ознакомиться с материалом Вы можете скачав его с сервера