Классификация слабоумия начала XX века русского психиатра Г.Я. Трошина
Классификация слабоумия начала XX века
русского психиатра Г.Я. Трошина (21 сентября 1874 г. - 13 марта 1938 г.)
Григорий ЯковлевичТрошин родился 21 сентября 1874 г. в г.Мушаке Елабужского уезда Вятской губернии. В своих взглядах на слабоумие Г.Я. Трошин исходил из того, что законы развития нормального и ненормального развития ребенка одни и те же. Г.Я.Трошин считал, что в то время, как нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития, эволюция ненормальных детей идет крайне медленно и при том они проходят не все стадии филогенетического развития, а лишь некоторые, только низшие, не доходя до высших; смотря по стадии, на которой остановилось развитие, можно различать три главнейшие степени патологического недоразвития: идиотизм, имбецильность (слабоумие) и отсталость.
Г.Я Трошин признает психологию отсталых лишенной динамики. Она представляется ему чрезвычайно статичной, однообразной, застывшей.
Г.Я Трошин анализирует ранее предложенные классификации слабоумия и рекомендует свою классификацию ненормальных. Эта классификация, по его мнению, должна преследовать практические цели, помогать диагностировать детскую ненормальность и дифференцировать помощь этим детям.
Г.Я Трошин разделяет ненормальных детей на три группы:
группа психического недоразвития;
группа детских неврозов и психозов;
группа симптоматической ненормальности.
Все формы слабоумия Г.Я. Трошин, как и Крепелин, по-существу относит к 1-й группе – группе психического недоразвития. Сюда он включает следующие формы психического недоразвития:
Классификация Г.Я Трошина отграничивает формы психического недоразвития от детских неврозов и психозов и от форм ненормальности, которые являются следствием соматической ослабленности ребенка или неблагоприятных условий жизни и воспитания. Ведь смешение всех этих форм и состояний было бы основным и типичным пороком в учении о слабоумии ряда психиатров XX века.
Четкое же отграничение Трошиным слабоумия от других состояний способствовало углубленному изучению своеобразия интеллектуального и эмоционального развития слабоумных. Сам Трошин показал лучший образец подобных исследований.
Замский, Х.С. Умственно отсталые
дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до
середины XX века/Х.С. Замский - М.:"Академия", 2008