Фактор риска - различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний.
Фальсификация - подлог результатов исследования.
Фанатизм - непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям.
Фантазия - воображение, продукт воображения.
Фельдберг Давид Владимирович (1873-1942), логопед и сурдопедагог, профессор (1908). Занимался врачебно- педагогической деятельностью. В 1905- 1915 был директором Коммерческого училища в С.-Петербурге и преподавателем гигиены, читал лекции на Высших женских курсах и др. В 1919 в Психоневрологическом институте (с 1921 Государственная психоневрологическая академия) организовал и возглавил Отофонетический институт, который вёл медико-педагогическую работу с глухими учащимися, а впоследствии стал крупным центром по исследованию проблем сурдопедагогики и логопедии. По инициативе Ф. в Ленинграде были открыты специальные классы по обучению глухих, организованы логопедические пункты при школах.
Филогенез - изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов.
Флегматик - характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики; флегматик с трудом переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке; чувства и настроения отличаются постоянством.
Флери Виктор Иванович (1800-56), педагог, один из основоположников отечественной сурдопедагогики и дактилологии. Автор первого словаря жестов в России. С 1817 преподавал в Петербургском училище глухонемых (с 1837 его директор). Ф. разработал оригинальную систему обучения глухонемых. Книга Ф. "Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе" (1935) - первый вышедший в России научный труд по теории и практике сурдопедагогики.
Флёрина Евгения Александровна (1889-1952), педагог, специалист в области дошкольного воспитания, ч.-к. АПН РСФСР (1950). С 1909 на преподавательской работе в дошкольных учреждениях, в т.ч. в детском саду общества "Детский труд и отдых". С 1924 вела научно-преподавательскую деятельность в педагогических вузах и научно- исследовательских учреждениях Москвы. На основе анализа ок. 500 тыс. детских рисунков и 25 тыс. образцов детской лепки разработала критерии изучения душевного мира ребёнка, отражённого в его изобразительной деятельности. Создала методики развития речи и художественного слова, а также оригинальную систему обучения дошкольников рисованию. Редактор первого советского учебника "Дошкольная педагогика" (1946).
Флёров Всеволод Александрович (1860-1919), педагог и деятель начального образования, методист начальной школы. Последователь К.Д. Ушинского и Н.А. Корфа в разработке звукового способа обучения грамоте. Усовершенствования Ф., введённые в звуковой метод, были настолько значительны и важны, что этот метод получил название "флёровский". Он реализован в "Новом русском букваре" (1906; 40 изд., 1917). Подготовил методическое руководство "Подробный план занятий по обучению грамоте с указанием приёмов обучения" (1908; 20 изд., 1917), не утратившее своего значения и в современной школе.
Фобии - навязчивые состояния страха. Различают эритрофобию, агорафобию, клаустрофобию, танатофобию и др.
Фонема - различительная единица звукового строя языка, имеющая набор характерных признаков: звонкость - глухость, твердость - мягкость и т.д.
Фонематический слух - способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фрейд (Freud) Анна (1895-1982), австрийский психолог. Специалист в области детского развития, последователь своего отца З. Фрейда. В 1923 открыла собственную психоаналитическую практику, специализировалась по психическим расстройствам в детском возрасте, вызванным недостатками обучения и воспитания. В 1938 эмигрировала в Великобританию. Создала (1940) ясли, курсы детских психоаналитиков (1947). С 1952 директор Клиники детской терапии в Хэмпстеде. Труды в области детского психоанализа как особого метода диагностики и терапии. Осн. теоретический труд - "Я и механизмы защиты" (1936), в котором, в отличие от З. Фрейда, считавшего предметом психоанализа бессознательное, рассматривала в качестве объекта анализа "Я" как центр сознания. В 1965 вышел обобщающий труд Ф. "Норма и патология детского развития".
Фрейд (Freud) Зигмунд (1856-1939), австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. В 1876-82 работал в Венском физиологическом институте. С 1902 профессор Венского университета. Один из основателей "Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований" (1908) и Международной психоаналитической ассоциации (1910). В 1938 эмигрировал в Великобританию. Выдвинул (1900) общепсихологическую теорию строения психики как энергетической системы, в основе развития которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными (гл.о. сексуальными) влечениями (либидо). Произвольно выделив ряд форм детской сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, Ф. на этой основе построил периодизацию психического (а по сути - психосексуального) развития личности. Согласно Ф., в раннем детстве возникает т.н. эдипов комплекс, который затем вытесняется из сознания ребёнка, однако забытые переживания детства незримо присутствуют в бессознательном и влияют на поведение.
Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство), психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей.