Характеристика шипящих звуков и их артикуляция - Поставка и автоматизация звуков - Кабинет логопеда - Каталог статей - Дефектология для вас
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.02.2017, 21:06 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 90
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Кабинет логопеда » Поставка и автоматизация звуков

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

Звук Ш.

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Звук Ж.

Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Звук Ч.

Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:

  • губы слегка выдвинуты вперед и округлены;
  • зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;
  • широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
  • мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.


Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч

Категория: Поставка и автоматизация звуков | Добавил: Melanna (25.12.2009)
Просмотров: 53547 | Комментарии: 2 | Теги: артикуляция шипящих звуков, профили | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо, очень помогло :)

1  
Очень замечательный сайт надеюсь появятся еще логопедические профили для Б-М и У-Н

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)
[31.01.2016]
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии во вспомогательной школе

[24.04.2016]
Лечимся луком репчатым (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку при недержании мочи (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку с эпилепсией (домашняя аптека)

[26.10.2015]
Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога (работа с детьми с нарушениями речи)
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz