Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 00:04 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Кабинет логопеда » Методическая копилка

Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе

ФИТОТЕРАПИЯ

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

Фитотерапию использовали вавилоняне еще в 11 в. до н.э.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:
  • восстановления умственной и физической работоспособности;
  • устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
  • профилактики нарушений мозгового кровообращения;
  • устранения бессонницы, нервозности;
  • профилактики и устранения расстройств памяти;
  • восстановления мышечного тонуса.

При спастической форме дизартрии:
-    настои из скорлупы кедрового ореха
-    настои из цветков календулы
-    настой из семян укропа
-    отвары донника лекарственного
-    ванны из настоя чабреца
-    отвар пихтовых веток

При паретичной форме дизартрии:
-    настои из женьшеня обыкновенного
-    настои из марьина корня
-    настои из гречих посевной
-    настои из мордовника обыкновенного
-    ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой

Для беспокойных дизартриков рекомендуется:
-    отвары чертополоха и подмаренника мягкого

Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:
-    отвары зверобоя, ландыша
-    настойки женьшеня
-    сок сырой капусты
-    втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А. Семеновой

Для улучшения остроты зрения:
-    стакан сухих размоченных ягод черники за 30 минут до завтрака
-    стакан свежих ягод в день
-    отвар из листьев черники, собранных до ее цветения (4-5 ложек сушеных листьев на 1 литр кипятка)
-    настой плодов шиповника (стакан шиповника залить 1 литром кипятка и кипятить 10-15 минут, настаивать 3 часа и пить ежедневно по ½ стакана за час до еды)
-    сок и варенье из китайского лимонника (усиливают чувствительность периферического и центрального зрения)
-    ягоды рябины (влияют на сетчатку глаза)
-    ягоды облепихи (восстановление сумеречного зрения – гемералопия)


При неврозоподобном заикании:
-    сборы:
Сбор №1:
Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 гр. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.
Сбор № 2:
Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 гр. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л. воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды.


АРОМОТЕРАПИЯ

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.
В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:
-    при вдыхании лаванды – на 20%
-    при вдыхании жасмина – на 30%
-    при вдыхании лимона – на 50%

  • Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе  и устраняет состояние стресса.
  • Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
  • Эфирное масло чабреца – успокаивает.
  • Мята – снимает головную боль и  тошноту.
  • Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект.
  • Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует.
  • Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
  • Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.
  • Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.

Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается  20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.


МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.


Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
  • Замедляют пульс.
  • Увеличивают силу сердечных сокращений.
  • Способствуют расширению сосудов.
  • Нормализуют артериальное давление.
  • Стимулируют пищеварение.
  • Улучшают аппетит.
  • Облегчает установление контакта между людьми.
  • Повышают тонус коры головного мозга.
  • Улучшает обмен веществ.
  • Стимулируют дыхание и кровообращение.
  • Усиливают внимание.

Музыка действует избирательно, в зависимости:
  1. от характера произведения,
  2. от инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет)

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула)

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
-    рецептивной
-    активной
-    интегративной

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
  • музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация
  • музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки  непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных  программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении  соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия – активное включение ребенка  в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
  • вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания
  • кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика.
  • инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах

Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
  • музыкоцветотерапия
  • музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она
  • подавляет нервную систему,
  • увеличивает содержание адреналина в крови


Наибольшим возбуждающим воздействием обладает
  • музыка Вагнера
  • оперетты Оффенбаха
  • «Болеро» Равеля
  • «Весна священная» Стравинского
  • «Каприз № 24» Никколо Паганини
Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
  • музыка Франсиса Гойи
  • «Времена года» Чайковского
  • «Лунная соната» Бетховена
  • фонограмма пения птиц

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
-    снятие фактора тревожности
-    стимуляция двигательных функций
-    развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей
-    растормаживание речевой функции
-    развитие чувства ритма, темпа, времени
-    развитие мыслительных способностей и фантазии
-    развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков
-    нормализация просодической стороны речи

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается
  • в музыкальном оформлении игр
  • музыкальной релаксации

Музыкальная ритмика используется при лечении
  • тиков
  • заикания
  • нарушений координации
  • расторможенности
  • моторных стереотипов
  • дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха)
  • брадилалии и тахилалии

Особенности использования:
-    громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)
-    использовать для прослушивания следует те произведения, которые  нравятся всем детям
-    лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)
-    продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно


ХРОМОТЕРАПИЯ

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
-вегетативной нервной системы
-эндокринных желез


Синий цвет:

  • оказывает успокаивающее воздействие,
  • расслабляет,
  • снимает спазмы,
  • уменьшает головные боли,
  • понижает аппетит,
  • стимулирует умственную деятельность.

Голубой цвет:
  • оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет:

  • угнетает психические и физиологические процессы,
  • снижает настроение.

Красный цвет:
  • активизирует,
  • повышает физическую работоспособность,
  • вызывает ощущение теплоты,
  • стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет:
  • успокаивает,
  • создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду),
  • повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.

Розовый цвет:
  • тонизирующее воздействие.

Желтый цвет:
  • вызывает чувство покоя,
  • нейтрализует негативные действия.

ЛИТОТЕРАПИЯ
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы  координируют  циркуляторную  систему сосудов и деятельность мозга.

Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.

Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.

Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.

Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.

Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.

Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.

Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.

Изумруд – устраняет аффекты.

Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.

Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.

Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких

Нефрит – стимулирует работу почек.

Опал – усиливает чувство интуиции.

Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.

Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.

Топаз – влияет на щитовидную железу.

Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.

Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.


ИМАГОТЕРАПИЯ
Основана на театрализации  психотерапевтического процесса – образе:
  • использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию

Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)
Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)
Используется
  • при нарушениях поведения,
  • при страхах,
  • при нарушении коммуникативной сферы

Технология проведения:
•    с персонажем разыгрывается  в лицах в «режиссерской игре» история, связанная  с травмирующей ребенка ситуацией
•    инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции
•    сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения

Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Melanna (22.01.2010)
Просмотров: 26168 | Комментарии: 6 | Теги: Логопедия, литотерапия, Фитотерапия, хромотерапия, имаготерапия, аромотерапия, музыкотерапия, нетрадиционные методы | Рейтинг: 3.7/7
Всего комментариев: 6
6 Yuliya  
Супер! Спасибо большое!

5 жанна  
спасибо за информацию!

4 ЭЛЬВИРА  
СПАСИБО ЗА ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. НАШЛА НАЗВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОКАЗЫВАЕТСЯ ЗНАЛА И ПРИМЕНЯЛА, НО НАЗВАНИЕ СЛЫШУ ВПЕРВЫЕ. БЛАГОДАРЮ!

3 Melanna  
Спасибо всем за отзывы. С вашей помощью мы узнаем темы которые Вам более интересны и необходимы в работе.

2 lesia-nvrsk  
действительно ОЧЕНЬ полезная информация

1 LOGO-PED  
О-О-ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ !

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz