larisakozionova | Дата: Среда, 21.03.2012, 08:07 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| МАОУ «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура Учитель-логопед Л.В.Козионова
«Занимаемся с мамой» Рекомендации родителям по проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми трех лет с ЗРР
В последнее время увеличилось количество детей трехлетнего возраста с задержкой речевого развития. Решение данной проблемы идет в двух направлениях: медикаментозном лечении у детского невролога и регулярных занятиях с учителем логопедом. Проанализировав логопедическую работу с детьми трехлетнего возраста в городе Кунгуре, пришла к выводу, что проблем с медикаментозным лечением нет, а логопедическую помощь получить очень проблематично. В городе только два детских сада работающих с детьми – логопатами: это речевой детский сад № 9 (дети принимаются с 5 лет) и речевые группы детского сада № 36 (с 4 лет). Родители часто обращаются за помощью в наш центр, но принять на занятия всех желающих нет возможности. Поэтому мною были разработаны рекомендации для родителей не говорящих трехлеток. Родителям данный материал раздается в виде буклетов, после проведения диагностического обследования речи ребенка. В буклет включены упражнения для развития правильного речевого выдоха, укрепления органов артикуляции и развития мелкой моторики пальцев и кистей рук. Комплекс упражнений направлен на подготовку ребенка к дальнейшим занятиям с логопедом.
«Занимаемся дыхательной гимнастикой вместе с малышом»
Правильное речевое дыхание: вдох через нос (плечи при этом не поднимаются) и плавный выдох через рот (во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 подходами)
1.Сдувать снежинки, пушинки, перышки, листочки со стола, с руки. 2.Дуть на легкие шарики, катая их по столу 3.Приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики, лодочки и другие фигурки. 4.Можно использовать для занятий всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке. 5.Надувать воздушные шары. 6.Пускать мыльные пузыри. 7.Поддувать вверх пушинку, ватку, мыльный пузырь. 8.Дуть в свисток, дудочку, гудочек и т.д.
«Занимаемся артикуляционной гимнастикой вместе с малышом»
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 2-3 раза в день по 5 минут, сидя перед зеркалом, предлагая детям 3-4 упражнения за один раз. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз, постепенно довести до 10 раз.
«Окошечко» - широко открыть и закрыть рот – до 10 раз. «Улыбка» - рот закрыт, губы в улыбке – до 10 сек. «Трубочка» - вытянуть губы как для звука «У», в образовавшееся «окошечко» просунуть язык, свернутый трубочкой, выдувать воздух. Выполнять на счет 1-10 – 5 раз. «Заборчик» - улыбнуться, обнажив передние верхние и нижние зубы. «Лопатка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя-пя-пя… «Чашечка» - рот открыт, передний и боковые края широкого языка загнуть вверх в форме «чашечки». Удерживать на счет 1-10 – 5 раз. «Иголка» - рот открыт, высунуть узкий напряженный язык как можно дальше, удерживать 20-30 сек. «Качели» - рот открыт, кончиком языка коснуться изнутри верхних зубов, затем нижних. Если сразу трудно удержать язык за зубами, выполнять движения вне рта: к носу – к подбородку – 10 раз. «Часики» - рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) – 10 раз – «часики тикают: тик-так, тик-так». «Лошадка» -пощелкать языком – 30-60 сек. «Грибок» - «присосать язык», как перед щелчком. Удерживать при максимально открытом рте – 30-6- сек. «Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, удерживая позу обхвата, слизнуть воображаемое варенье в рот – 10 раз. «Змейка» - рот открыт, высунуть узкий напряженный язык как можно дальше, убрать – 10 раз.
«Занимаемся пальчиковой гимнастикой вместе с малышом»
Развивая пальчики ребенка, вы помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, пазлы, изготовление аппликаций, поделки из пластилина, штриховки, раскраски, игры с крупой, бусинами, шнурками (под присмотром взрослого) и, конечно же специальные упражнения для пальцев. Сначала все упражнения выполняются не спеша. Возьмите руку ребенка в свою и действуйте совместно.
1.Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе). 2.Ладошка-кулачок-ребро. 3.Пальчики здороваются (на счет 1-2-3-4-5 соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.). 4.Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу). 5.Дети бегут наперегонки (см. 4, выполняют обе руки одновременно). 6.Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 7.Козлята (то же, что и 6, но двумя руками). 8.Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 9.Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, остальные соединить). 10.Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) 11.Лиса и заяц (лиса «крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед, заяц «убегает» - быстро пальцы движутся назад) 12.Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу). 13.Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе). 14.Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными) 15.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе) 16.Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать) 17.Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать по кругу) 18.Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)
Список литературы: 1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников, Москва, АСТ «Астель», 2007 год. 2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона, Москва, ТЦ «Сфера», 2007 год. 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, Москва, ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2000 год. 4. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии, часть 1, Москва, ТЦ «Сфера», 2010 год. 5. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук, Москва, издательство ЭКСМО - Пресс, 2001 год.
|
|
| |
Melanna | Дата: Среда, 21.03.2012, 21:22 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Статус: Offline
| Огромное спасибо за предоставленный материал.
|
|
| |