Речь – ведущий компонент психического и личностного развития - Форум
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 17:15 |

Мельников+ Дефектология для Вас

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Дефектология » Логопедия » Речь – ведущий компонент психического и личностного развития
Речь – ведущий компонент психического и личностного развития
larisakozionovaДата: Воскресенье, 11.12.2011, 10:56 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
Речь – ведущий компонент психического и личностного развития ребенка

Учитель – логопед Козионова Л.В.
МАОУ «Центр диагностики и консультирования»
города Кунгура

Как развивается речь ребенка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и развивалась правильно речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще не достаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения.

Речь – это процесс общения, опосредованный языком, у каждого народа своим. Под языком понимается исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира и действия. Основной единицей языка считается слово. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию.

Сроки и темп овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Этапы овладения речью.

Первый (подготовительный).
На этом этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела - коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба и др.).
Второй этап.
Этап развития понимания речи и на основе этого появления первых осмысленных слов. Далее происходит переход к фразовой речи.
Третий этап.
Это последний этап, где мы говорим о наличии достаточного лексического запаса, умении пользоваться монологической речью, правильном грамматическом ее оформлении, четком и внятном произнесении звуков и слов.
Развитие речи в младенчестве
(от рождения до 1 года).

На первом году жизни идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а так же органов речи. Одновременно с развитием слуха у младенца появляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца – лепет. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.
Активному произношению слов предшествует развитие понимания речи (пассивная речь): младенец поворачивает голову, когда ему называют хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает ручку, делает «ладушки»).
Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно. Запас слов неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20. чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам, ба, па, би –би, ав-ав,…
Начиная со второго полугодия, в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще встречаются гласный звук (А), из согласных в основном звуки (П,Б,М,К,Т). Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.
К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные «а, у, и», некоторые согласные: «м, п, б, н, т, д, к, г», причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.

Т.О. в младенческом возрасте (к 1 году):

- развитие речи включено в общение со взрослыми, а общение дает возможность развиваться психическим процессам (память, мышление, воображение)
- возникает внимание к речи, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность (развивается слуховое внимание)
- устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого (развивается мышление, зрительная память)
- к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.
Речевое развитие на втором году жизни.
В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.
Это в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, с приходом мамы, с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки). Однако до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную речь. Ребенок уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1г.3м. он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.
До полутора лет фразовая речь у детей чаще отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение (например: «би-би»). Такие предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются они у детей в 1г.3мес. – 1г.8 мес.
Со второй половины вторго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама би-би»), а в 1г.10мес. употребляет трех-, четырехсложные предложения, но слова в предложениях еще грамматически не связаны между собой.
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарный запас в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от частоты общения его со взрослыми, а качество – от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая, чистая). Если эти условия не выполняются, то вероятна задержка речевого развития. Но есть и другие причины отставания развития речи: заболевания матери во время беременности, сильные токсикозы, преждевременные роды, осложнения во время родов, родовые травмы, инфекционные заболевания ребенка на первом году жизни (ОРВИ, пневмонии, бронхиты), врожденные заболевания нервной системы ребенка (ППЦНС, СДД, ПЭП и др.)
Часто одно и то же слово ребенок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука («мисина – мисима – писима»).
Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например, выражать свою просьбу требовательным тоном.
Речевое развитие на третьем году жизни.

Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Куда ты положил машину?». Возрастает понимание ребенком речи.
Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды. Ребенок шире начинает пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе преобладают существительные (60%), затем глаголы (25 - 27%) и меньше всего (лишь 10 – 12%) прилагательные. Малыш начинает пользоваться местоимениями и простыми предлогами. Т.О., в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.
В этом возрасте ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Однако содержание должно быть близко жизненному опыту малыша.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим.
На третьем году жизни ребенка, хотя подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) значительно повышается, произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается, и ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: «Р» и «Л» на «Й» или «Ль» («йыба», «либа», «йодка», лёдка»), шипящие и твердые свистящие – мягкими свистящими звуками, а иногда звуками «Ть», «Дь» («сюба», «зюк», «сябака», «тямолет»).
В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные звуки «а, у, и, о» (некоторые дети еще могут заменять или недостаточно четко произносить звуки «ы, э»), правильно произносят согласные «м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х» (некоторые дети еще заменяют звук «Х» звуком «К»: «клеп», вместо хлеб). Звук «Ц» отсутствует или заменяется звуком «Ть» или «Сь». Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно.
В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова: укорачивают слова, переставляют слоги и звуки.


Т.О. в раннем дошкольном возрасте:

- развитие речи связано непосредственно с общением со взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
- формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
- складывается коммуникативная функция речи;
- формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
- появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
- возникает описательная речь;
- ребенок воздействует с помощью речи на себя и взрослого;
- речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
- формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов

Как же речь связана с развитием познавательных психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения?

Внимание – сосредоточение на чем-либо.
Уже в раннем возрасте у ребенка развивается внимание к речи взрослого, сосредоточение на слушании литературных произведений. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Память – форма психического отражения прошлого опыта.
- к концу первого года жизни у ребенка развивается двигательная, эмоциональная и образная память. Складываются предпосылки для развития словесной памяти.
- к 3 годам появляется новый процесс памяти – воспроизведение (ребенок рассказывает короткие стишки и сказки). Бурно развивается словесная память (развивается словарный запас).
- к 4 годам появляется словесно-смысловая память, которая обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности.

Воображение – познавательный психический процесс создания новых образов.
К 4 годам ребенок начинает создавать свои замыслы, планирует что-то (постройка замка, рисование машины), может рассказать о том, что он придумал. Воображение становится особой деятельностью, превращается в фантазирование.

Мышление.
- неразрывно связано с речью: слово помогает назвать признак или свойство предмета (форма, цвет, вкус и др.). В речи оформляется процесс рассуждения.
- включение речи в процесс решения малышом мыслительных задач организует ребенка, придавая целенаправленность его суждениям.
- ребенок учится мыслительным операциям: сравнение, обобщение предметов - все это выражается с помощью речи.
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности.

Личностное развитие и речь.
Под влиянием личностного общения со взрослыми у ребенка складывается ощущение своей важности, значимости для других, положительное отношение к себе.
В результате речевой оценки взрослого возникает критическое отношение к себе. Развивается самосознание.
Речевое общение выступает средством развития воли. Речь взрослого выполняет в формировании воли и произвольности, следующие функции:
- помогает ребенку осознать собственные действия (Что ты делаешь? Может, ты устал играть и хочешь порисовать?).
- с помощью речи создается ситуация борьбы мотивов (Почему, ты так хочешь? Как можно по другому? А как будет правильно?).
- речь помогает достичь поставленную цель, развивая целеустремленность ребенка (Нарисуй «0». А сейчас еще 2 «0» и еще 1. Очень красиво, теперь еще 3 «0»). Взрослый с помощью подбадриваний, советов, напоминаний помогает достичь цели.
- речь – средство организации жизни и деятельности детей во времени. Что было вчера, что будет сегодня, что будем делать завтра? Нужно подводить итоги каждого дня в детском саду, настраивать детей на предстоящие события, чтобы дети внутренне были к ним готовы. Постепенно ребенок научится планировать свой день.

Так, с помощью речи взрослого, мы помогаем ребенку найти свое место в обществе, осознать свою значимость, повысить свою самооценку, развить волю, умение достигать цели, формируем его личностные качества и индивидуальные особенности.
 
MelannaДата: Воскресенье, 18.12.2011, 00:04 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Статус: Offline
Лариса Викторовна!! Огромное спасибо за материалы присланные на наш сайт. Мы их разместили на сайте в разделе "Родителям" (проблемы раннего возраста).
 
Форум » Дефектология » Логопедия » Речь – ведущий компонент психического и личностного развития
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz