reneva | Дата: Пятница, 23.09.2011, 11:30 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
| Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребенка Актуальность моего выступления определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин). В последние десятилетия в психологии и педагогике появилось много работ, в которых подчеркивается роль семьи в развитии детей (Алексеева Н.В. //Взаимодействие с родителями по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста - журнал «Логопед в детском саду» 8/2009г., Цициева Ж.Ч. //Как родители могут помочь ребенку с недостатками в речевом развитии - журнал «Дошкольное воспитание» 9/2006г.) Становление личности ребенка – сложный и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Дефицит родительского воспитания возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Прежде всего, усилия педагогов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности. Ребенок с самого раннего возраста должен слышать правильную четкую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим питания, физкультура, различные водные процедуры. Порой, даже при должном внимании родителей к общему психофизическому развитию ребенка, наблюдаются нарушения различных сторон речи, обусловленные наследственными и экологическими факторами. Перед ними встает задача - своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребенка в специализированное учреждение, в котором ему будет оказана высококвалифицированная помощь логопедом. Это объясняется тем, что успешность и результативность коррекционно-логопедической работы определяется ранней диагностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной взаимосвязи логопеда с родителями. Оказание логопедической помощи практически не возможно без участия родителей. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей, свою работу я веду в следующих направлениях: 1. изучение уровня компетентности родителей по данной проблеме; 2. ознакомительные беседы; 3. вывешивание сообщений на стендах; 4. пропаганда логопедических знаний. 1. с целью изучения уровня компетентности родителей по данной проблеме, им предлагается анкета. (приложение № 1). Результаты проведенного анкетирования показали достаточно типичную картину: 100% родителей отмечают нарушения звукопроизношения у своего ребенка, из них, что у ребенка средний уровень звукопроизношения – 90%, низкий уровень звукопроизношения – 10%. Все родители считают, что их участие необходимо в коррекционно-логопедическом процессе наряду с логопедом и педагогами ДОУ. Все родители готовы (имеют возможность) заниматься с ребенком по заданию логопеда, из них 40% - ежедневно, 40% - по выходным дням, 10% - два раза в неделю, 10% - три раза в неделю. Оба обстоятельства (оценка родителями состояния звукопроизношения у детей; возможность родителей заниматься с ребенком по заданию логопеда) учителю – логопеду необходимо учитывать при организации взаимодействия с семьей. 2 ознакомительные беседы логопеда. В ходе беседы дается разъяснение специфики логопедической работы, а именно: раскрываются задачи и содержание работы в течение всего периода обучения. Выясняются условия воспитания ребенка в семье, его особенности, увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых логопедом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. В процессе работы с родителями, логопед указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическими материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребенком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями. 3 сообщения на стендах – отражают сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме; сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; материалы по формированию звукопроизношения, связной речи детей, которые периодически обновляются, приводится список рекомендуемой литературы. 4 пропаганда логопедических знаний. Важно в доступной и понятной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий преодоления данного дефекта. Логопед подчеркивает, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. С этой целью коррекционно-оздоровительныя работа родителей с ребенком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий: артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения, игры и упражнения на развитии высших психических функций. - артикуляционная гимнастика (на примере формирования правильного уклада органов артикуляции при произнесении звука [р]): «Грибочек», «Дятел», «Лошадка», «Парус», «Заведи мотор». - пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействием ручной моторики. Известный исследователь детской речи Кольцов М.М.отмечал, что «движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией…есть все основания рассматривать кисти руки как орган речи…». Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, и вследствие этого – развитию речевой функции. Работа над мелкой моторикой, у ребенка формируются не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и оказывает влияние на развитие речи, внимания, памяти. На предварительном этапе коррекции нарушения звукопроизношения, рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребенком различные задания: • Конструирование из кубиков, домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно. • Составление контуров предметов из пальчиков, спичек. • Игры со скрепками: составление цепочек, чередование скрепок по цвету, из таких цепочек можно сделать и букву, или любой другой предмет. • Вырезание правой и левой рукой любого контура из бумаги. • Нанизывание крупных и мелких бусин, пуговиц на разноцветные шнурочки. • Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также круп. • Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. • Завинчивание и отвинчивание шайб, крышек у пузырьков. • Доставание ложкой бусин из стакана. • Складывание предметов в узкий цилиндр. • Наматывание нитки на катушку, в клубок. • Продевание нитки в иголку и вышивание. • Стирание ластиком нарисованных предметов. • Комкание платка всеми пальцами руки • Игры с бельевыми прищепками. • Использование экспандеров (сжатие, сминание, скручивание). • Работа с пластилином. • Кинезиологические упражнения. - дыхательные упражнения. Дыхание является не только жизненно важной функцией, но и основой речи, поскольку речь образуется на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребенку надувать воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклонились и шелестели; задуть горящую в комнате свечу перед сном, использовать упражнения Большаковой «Упражнения для формирования воздушной струи»: 1. на три единицы вдох 2. одна единица – пауза 3. на 5,6,7 единиц выдох Вдох делать носом, выдох ртом. Повторить 3 – 4 раза. Подчинение вдоха и выдоха в процессе движения: 1. 1 шаг – вдох 2. 3 шага – выдох 3. 1 шаг – пауза Тоже самое можно сделать со ступеньками: 1. 1 ступенька- вдох 2. 2 ступеньки- выдох 3. 1ступенька – пауза Важно чтобы упражнения воспитывали целенаправленный плавный выдох: 1. Тренировка выдоха. Звук Ф: вдох, на выдохе звук ф, без надувания щек. Проделать несколько раз. Выдох длится 8 – 10 единиц. Звуки Ф-С-Ш-Х: тоже самое, только выдох 12 единиц, который делится между четырьмя звуками – ф-с-ш-х. Вдох, выдох быстрый, с частым произнесением п-п-п-п-п-п-п. Сочетание согласных на выдох: п-т-к. Сочетание согласных может быть разным. Произносится на одном выдохе. Усложнение: на одном выдохе сосчитать до 8. В дальнейшем счет доводить до 10, 15, 20, 25. Главное не задерживать выдох, который будет плавным и без добира воздуха. Дыхание без добора: 1,2,3,4,5 – пауза 6,7,8,9,10 – пауза 11,12,13,14,15. Это упражнение можно сделать и с добором воздуха: 1,2,3,4,5 – добор 6,7,8,9,10 – добор 11,12,13,14,15. Усложнение: вдох, выдох со счетом до 10, прыгая на носочках, пауза (добор) – выдох со счетом до 10, прыгая на носочках. - игры и упражнения на развитие высших психических функций («Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди одинаковые фигуры», «Найди различия» и т.д.). Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.
|
|
| |