Коммуникативная компетенция учителя – логопеда. - Форум
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 22:45 |

Мельников+ Дефектология для Вас

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Дефектология » Логопедия » Коммуникативная компетенция учителя – логопеда. (Консультация.)
Коммуникативная компетенция учителя – логопеда.
alaliyДата: Среда, 12.12.2012, 23:55 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Коммуникативная компетенция учителя – логопеда.

Профессиональная деятельность логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, страдающему дефектами речи , для его полноценной социализации в обществе.

Эта помощь состоит в организации системы занятий по исправлению аномалий произношения, вызванных врождёнными или приобретёнными нарушениями органов речи.

Дефекты речи тормозят развитие ребёнка, угнетают его психику и ведут к возникновению различных отклонений в его поведении.

Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на солидном фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний.
Вместе с тем в силу специфики своей деятельности логопед должен знать и уметь использовать специальные приёмы общения, способствующие налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями.
В первую очередь необходимо определить базовое понятие ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ, конкретизировать его применительно к деятельности логопеда, охарактеризовать структуру этой речи и описать её языковые особенности присущие правильно построенному общению логопеда с пациентом и его родителями.
Данные знания будут полезны логопедам в их практической деятельности.

В науке о языке речь и язык противопоставляются как конкретное говорение,
облечённое в звуковую или письменную форму, с одной стороны, и как система знаков и правил их употребления с другой.
Для более точного определения именно речевого общения в современном языкознании используется термин «дискурс».
Дискурс- речь в ситуации реального общения.
Выделяют три вида дискурсов.
Институциональный( личностно-ориентированный).
Медицинский.
Педагогический.

Профессиональная речь логопеда с учетом целей и условий общения относится к медико-педагогическому дискурсу.
Наиболее подробно остановимся на педагогическом дискурсе.

Цель педагогического дискурса- социализация нового члена общества.
Оказание профессиональной помощи ребёнку .имеющему нарушения речи.
Участниками являются обучающие и обучаемые.
Предполагается, что логопед должен обладать определёнными личностными характеристиками, широкими знаниями своего учебного предмета, знаниями специфики обучения и воспитания, а также об особенностях психики и физиологии детей.

Выделяют 3 блока характеристик.
1 Блок. Требования к логопеду как к личности ( широта взглядов, адаптивность, интерес к нововведениям, контактность, эмоциональная устойчивость).

2 Блок. Требования к логопеду как специалисту( академическое образование, глубокие знания в области обучения.)

3 Блок. Требования к логопеду к профессионалу ( владение методами, средствами, технологиями обучения, методами исследования )

Таким образом логопед представляет собой триединство личности , специалиста и профессионала.

Коммуникативные характеристики речи логопеда должны соответствовать требованиям:
- образцовая литературная речь.
- широкая образованность.
- вежливое отношение к собеседнику.

Специфические характеристики:
- способность логопеда адаптировать любое содержание материала к уровню
подготовки ребёнка- логопата ( должен уметь говорить просто о сложном).

В структурно-семантическом отношении профессиональная речь логопеда характеризуется определёнными фонетическими, лексико-фразеологическими, текстуально-грамматическими особенностями.

Фонетические характеристики:
- подчёркнутая чёткость произношения логопеда;
- специальная артикуляция тренируемых звуков;
- контролируемый темп речи;
- модулируемая громкость речи;
- особая интонационная оформленность высказываний.

Лексико-фразеологические характеристики:
- использование терминов при общении с родителями;
- использование клишированных профессиональных выражений.

Текстуально-грамматические характеристики:
- описание как функционально-смысловой тип речи;
- семантическое осложнение личных местоимений;
- резюмирование.

Специфика лексики, используемой при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Лексический состав языка допускает множество измерений одним из которых является признак возрастных характеристик участников общения.
С этой точки зрения можно выделить маркированную и немаркированную лексику. К маркированной лексике относится часть словаря, свойственная детям дошкольного возраста. Вся остальная относится к немаркированной.

Маркированная детская лексика распадается на несколько групп:
- используемая детьми;
- используемая взрослыми при общении с детьми;
- имитирующая речь детей.
Лексика используемая детьми, отвечает всем основным требованиям обычной лексики, с учетом детской картины мира и специфики детских понятий.

Лексика, используемая логопедом при общении с детьми имеет ряд особенностей.
1. Тематическая ограниченность.
2. Выраженная дидактическая направленность.
3. Смысловая и формальная отчётливость.
Стратегии медико-педагогического дискурса сводятся к диагностике, лечению и рекомендации. При этом обучение и рекомендации включают:
- объяснение
- оценку
- контроль
- содействие
- организацию.
Без профессиональной подготовки, знаний норм медицинской и педагогической этики это невозможно.

 
Форум » Дефектология » Логопедия » Коммуникативная компетенция учителя – логопеда. (Консультация.)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz