alaliy | Дата: Среда, 12.12.2012, 23:55 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Коммуникативная компетенция учителя – логопеда.
Профессиональная деятельность логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, страдающему дефектами речи , для его полноценной социализации в обществе.
Эта помощь состоит в организации системы занятий по исправлению аномалий произношения, вызванных врождёнными или приобретёнными нарушениями органов речи.
Дефекты речи тормозят развитие ребёнка, угнетают его психику и ведут к возникновению различных отклонений в его поведении.
Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на солидном фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний. Вместе с тем в силу специфики своей деятельности логопед должен знать и уметь использовать специальные приёмы общения, способствующие налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями. В первую очередь необходимо определить базовое понятие ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ, конкретизировать его применительно к деятельности логопеда, охарактеризовать структуру этой речи и описать её языковые особенности присущие правильно построенному общению логопеда с пациентом и его родителями. Данные знания будут полезны логопедам в их практической деятельности.
В науке о языке речь и язык противопоставляются как конкретное говорение, облечённое в звуковую или письменную форму, с одной стороны, и как система знаков и правил их употребления с другой. Для более точного определения именно речевого общения в современном языкознании используется термин «дискурс». Дискурс- речь в ситуации реального общения. Выделяют три вида дискурсов. Институциональный( личностно-ориентированный). Медицинский. Педагогический.
Профессиональная речь логопеда с учетом целей и условий общения относится к медико-педагогическому дискурсу. Наиболее подробно остановимся на педагогическом дискурсе.
Цель педагогического дискурса- социализация нового члена общества. Оказание профессиональной помощи ребёнку .имеющему нарушения речи. Участниками являются обучающие и обучаемые. Предполагается, что логопед должен обладать определёнными личностными характеристиками, широкими знаниями своего учебного предмета, знаниями специфики обучения и воспитания, а также об особенностях психики и физиологии детей.
Выделяют 3 блока характеристик. 1 Блок. Требования к логопеду как к личности ( широта взглядов, адаптивность, интерес к нововведениям, контактность, эмоциональная устойчивость).
2 Блок. Требования к логопеду как специалисту( академическое образование, глубокие знания в области обучения.)
3 Блок. Требования к логопеду к профессионалу ( владение методами, средствами, технологиями обучения, методами исследования )
Таким образом логопед представляет собой триединство личности , специалиста и профессионала.
Коммуникативные характеристики речи логопеда должны соответствовать требованиям: - образцовая литературная речь. - широкая образованность. - вежливое отношение к собеседнику.
Специфические характеристики: - способность логопеда адаптировать любое содержание материала к уровню подготовки ребёнка- логопата ( должен уметь говорить просто о сложном).
В структурно-семантическом отношении профессиональная речь логопеда характеризуется определёнными фонетическими, лексико-фразеологическими, текстуально-грамматическими особенностями.
Фонетические характеристики: - подчёркнутая чёткость произношения логопеда; - специальная артикуляция тренируемых звуков; - контролируемый темп речи; - модулируемая громкость речи; - особая интонационная оформленность высказываний.
Лексико-фразеологические характеристики: - использование терминов при общении с родителями; - использование клишированных профессиональных выражений.
Текстуально-грамматические характеристики: - описание как функционально-смысловой тип речи; - семантическое осложнение личных местоимений; - резюмирование.
Специфика лексики, используемой при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический состав языка допускает множество измерений одним из которых является признак возрастных характеристик участников общения. С этой точки зрения можно выделить маркированную и немаркированную лексику. К маркированной лексике относится часть словаря, свойственная детям дошкольного возраста. Вся остальная относится к немаркированной.
Маркированная детская лексика распадается на несколько групп: - используемая детьми; - используемая взрослыми при общении с детьми; - имитирующая речь детей. Лексика используемая детьми, отвечает всем основным требованиям обычной лексики, с учетом детской картины мира и специфики детских понятий.
Лексика, используемая логопедом при общении с детьми имеет ряд особенностей. 1. Тематическая ограниченность. 2. Выраженная дидактическая направленность. 3. Смысловая и формальная отчётливость. Стратегии медико-педагогического дискурса сводятся к диагностике, лечению и рекомендации. При этом обучение и рекомендации включают: - объяснение - оценку - контроль - содействие - организацию. Без профессиональной подготовки, знаний норм медицинской и педагогической этики это невозможно.
|
|
| |