ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936), физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской АН (с 1907) и академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Профессор (с 1890) Военно-медицинской академии, в 1896-1924 зав. кафедрой физиологии. С 1925 директор Института физиологии АН СССР.
Память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
Пантомимика - выразительные движения человека (изменения в походке, осанке, жестах), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях, иллюстрируются сообщения.
Параграфия – симптом нарушения письма, обусловленный речевым расстройством. Параграфии проявляются в пропусках или добавлениях букв, слогов, в их замене, перестановке. Ошибки встречаются чаще всего при на-писании многосложных и трудных слов.
Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов).
Параллакс - субъективно воспринимаемое смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия.
Паранойя - характерен бред величия (паранойяльный пророк или изобретатель), преследования или физического неблагополучия.
Парафазия – неправильное употребление отдельных слов. Парафазия у детей затрудняет овладение грамотой, является причиной дислексических и дисграфических ошибок.
ПАРКХЕРСТ (Parkhurst) Елена (1887- 1973), американский педагог. Последовательница М. Монтессори. Преподавала в сельской школе, в учительских колледжах. В 1910 сформулировала Лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 был применён в паблик скулз г. Далтон и переименован в Дальтон-план. В 1920-42 возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга П. "обучение по Дальтон-плану" (1922) была переведена на 57 языков. С 1942 преподавала в Йельском университете. В 1947-50 вела еженедельную программу по радио, а потом на телевидении, названную "Мир ребёнка", в которой дети обсуждали свои проблемы. П. организовала также радиопрограммы для подростков и для слепых детей, сделано ок. 300 звукозаписей бесед с детьми в рамках психологических проблем, которые затем использовались в учебном курсе психологии по всей стране.
Патернализм - покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным.
Патогенез - учение об общих принципах, закономерностях развития, течения и исхода заболеваний (изучение присущих заболеваниям патогенетических механизмов); механизм развития к.-л. конкретного заболевания, болезненного процесса, состояния.
Патологическое состояние - устойчивое отклонение от нормы, имеющее отрицательное для организма биологическое значение (нарушение гомеостаза) и проявляющееся клинико-психопатологической симптоматикой и социальной дезадаптацией.
Патология - учение о сущности, причинах и симптомах болезней; в общеупотребительном смысле - отклонение от нормы.
Патопсихология (от греч. pathos - страдание, болезнь), раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики.
ПЕВЗНЕР Мария Семёновна (1901- 1991), врач-психиатр, д-р психологических наук (1960), профессор (1963). С 1931 в Экспериментальном дефектологическом институте (с 1943 НИИ дефектологии АПН РСФСР). Труды по проблемам комплексного психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в психофизическом развитии, созданию клинической классификации олигофрении, задержки психического развития, нарушений сложных у детей.
Педагог (от греч. paidag:ogos - воспитатель), 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т.д.). 2) Учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Педагогика (греч. paidag:ogik:e), многозначный термин, обозначающий: 1) различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; 3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию; 4) учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования; 5) искусство, виртуозность, мастерство, манёвры и тонкости воспитания.
Педагогическая запущенность – отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.
Педиатрия (от греч. pais, родительный падеж paidos - дитя и iatreia - лечение), область медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности детского организма, причины и механизмы развития детских болезней и разрабатывающая методы их распознавания, лечения и профилактики.
Персеверация – патологическое повторение или навязчивое воспроизведение какого-либо движения, действия или слога, слова. В основе персеверации лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.
ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746-1827), швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. В 50- 60-х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нойхофе" (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801) и др.
ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980), швейцарский психолог, д-р естественных наук (1918). Профессор (с 1921) Института Ж.Ж. Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозаннского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.Ж. Руссо (с 1929), Психологической лаборатории (с 1940). Первый президент Швейцарского психологического общества (1942). Основатель Женевской школы генетической психологии.
Пигмалионизм - половое извращение, в котором половое влечение проецируется на изображение женщины (скульптура, живопись).
Писчий спазм - болезненный спазм мышц руки и пальцев во время письма.
Поведение – совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой.
Подражание - следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребёнка П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребёнок раннего и дошкольного возраста посредством П. усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.
Потребности - внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности. Возникновение П. побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения. П. становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами.
Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Борис Сергеевич (1892-1970), оториноларинголог и дефектолог, академик АМН СССР (1950). В 1936-41 профессор 3-го Московского медицинского института, с 1941 зав. кафедрой 2-го Московского медицинского института. Особое значение имеют работы П. по этиологии, патогенезу и лечению глухоты. На основе многолетнего опыта работы в сурдологических учреждениях предложил систему классификации тугоухости, способствующую дифференциации обучения слабослышащих. Книга П. "Глухонемота" (1933) имела важное значение для развития дефектологии.
Пренатальное развитие - внутриутробное развитие плода.
Привязанность — абсолютная эмоциональная зависимость, дающая ощущение любви или влюбленности.
Приёмы обучения - конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П.о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической литературе П.о. часто трактуется как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач.
Принципы обучения - направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика - одновременно теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в различных аспектах: с логической точки зрения принцип можно трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно - с нормативной точки зрения - как определённое руководство к практическому педагогическому действию.
Приспособление - тип поведения людей в конфликтной ситуации.
Проактивное торможение - затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности.
Пропедевтическое обучение аномальных детей – система занятий, направленных на пробуждение у учащихся познавательного интереса и подготавливающих к изучению учебных предметов. Цель периода пропедевтического обучения – приобретение детьми первоначальных, необходимых для усвоения знаний, умений, элементарных навыков культуры поведения. В период пропедевтического обучения проводится всестороннее обследование, изучение детей для определения плана коррекционно-воспитательной работы с ними.
Протанопия - форма частичной цветовой слепоты.
Профилактика – система мероприятий по предупреждению заболеваний.
Психическая нагрузка – рабочая нагрузка, предъявляющая требования к психическим функциям человека в связи с характером работы, заключающаяся в приеме и переработке информации; по характеру вовлекаемых функций различают сенсорную (анализаторную), эмоциональную и мыслительную (интеллектуальную) психические.
Психолого - медико - педагогический консилиум - комиссия, создаваемая для проведения специалистами комплексного изучения детей, которые испытывают трудности в обучении и адаптации к школьной жизни.
Психиатрия детская - отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств в детском возрасте. Тесно связана со специальной педагогикой, общей, возрастной и медицинской психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоятельная научная отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в. Понятие "П.д." было предложено в 1899 французским врачом М. Гомесом. Однако до начала 30-х гг. предпочтение отдавалось терминам "дефектология" и "педология". В 1934 швейцарским врачом М. Трамером был осн. "Журнал по детской психиатрии"; им же был организован 1-й Международный конгресс по П.д. (Париж, 1937).
Психика - (от греч. psichikos - душевный), свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В их поведении П. осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действий, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.
Психология - (от греч. psych:e - душа и logos - учение, наука), наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний.
Психотерапия – лечение психическим воздействием.
Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека.
Психопатия – патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к измененным условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, в повышенной реактивности.