Мазохизм - форма девиантного сексуального поведения, в котором эротическое удовольствие связано с болью, плохим обращением или унижением.
МАКАРЕНКО Антон Семёнович (1888- 1939), педагог и писатель. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьков (см. Колония имени М. Горького). С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. С 1928 зав. коммуной, с 1932 начальник педагогической части. В 1935 начальник, с 1937 заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. С 1937 в Москве.
Межзубный сигматизм - кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами; свистящие звуки приобретают шепелявый оттенок.
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Методика - отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно - воспитательной работы с учащимися.
Методика специальная - система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием; разрабатывается применительно к разным типам спец. школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей.
МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович (1923-74), дефектолог, д-р психологических наук (1971). Сотрудник НИИ дефектологии АПН СССР (с 1952, с 1961 зав. лабораторией). Один из организаторов специального учебно-воспитательного учреждения - Детского дома для слепоглухонемых (1963). Разрабатывал систему обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Доказал возможность компенсации сложного дефекта путём развития высших психических функций на основе единственного сохранного (осязательного) анализатора. Гос. премия СССР (совместно с И.А. Соколянским, 1980).
Мизогиния - ненависть по отношению к женщинам.
Мимико - жестовая речь - способ общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер.
Минимальные мозговые дисфункции - легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений.
Мистификация - намеренный обман, создаваемый при помощи пропаганды и имитации действий.
Младенческий возраст - период жизни ребёнка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребёнок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребёнка.
Мнемоника, мнемотехника (от греч. mn:emonikon - искусство запоминания), система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приёмов М. - установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделённом по особому принципу.
Модальность - принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).
Модульное обучение - организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации).
Мозг - центральный отдел нервной системы, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, в т.ч. высшую нервную деятельность. Различают спинной М., расположенный в позвоночном канале, и головной М., помещающийся в черепной коробке. М. покрыт тремя оболочками - твёрдой, паутинной, сосудистой. Ткань М. состоит из серого (скопления нервных клеток) и белого (скопление гл.о. отростков нервных клеток) веществ. Головной М. человека - материальный субстрат психики.
Мозолистое тело (межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
Мониторинг - процесс отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного сбора данных.
Монотония - функциональное состояние человека, возникающее как следствие однообразной работы.
Мотивы - побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В современной психологии термин "М." применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
МОНТЕССОРИ (Montessori) Мария (1870-1952), итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии - д-р медицинских наук (1896), профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-07 читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904-08 профессор). В 1895-98 работала в детской психиатрической клинике, где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития чувств у умственно отсталых детей. Для внедрения своей системы М. создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет - "Дома ребёнка" (первый открыт в 1907 в Риме) и школы в ряде зарубежных государств. Разрабатывала теорию свободного воспитания, а также методику обучения, осн. на сенсорном воспитании (развитие органов чувств с помощью окружающей среды и дидактических занятий). Опыт обучения детей М. обобщила в книге "Метод научной педагогики..." (1909; рус. пер., 4 изд., 1920) и других работах. В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
МОРЕНО (Moreno) Якоб (Джекоб) Леви (1892-1974), американский социальный психолог и психиатр, создатель теории и метода социометрии. Прошёл курс психоаналитической подготовки у З. Фрейда. Работал в психиатрических клиниках и институтах Австрии и США; основатель (1936) и гл. врач (до 1968) клиники в Бикон-Хилле (ныне санаторий Морено); основатель журнала "Социометрия" (1937), "Международного журнала социометрии" (1956), Института социометрии и психодрамы (1940; Институт Морено).
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Мутизм – нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. Мутизм носит временный характер и относится к группам невротических реакций.
Мысль - основная единица "клеточка" мышления.
Мышление – обобщенное, опосредованное, отвлеченное отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления – аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.