Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 23:55 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Словарь » Словарь

Э
  • ЭББИНГАУЗ (Ebbinghaus) Герман (1850-1909), немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии. Преподавал в Берлинском и других университетах. В 1890 организовал совместно с Э. Кёнигом "Журнал психологии и физиологии органов чувств", объединивший психологов, не принадлежащих к школе В. Вундта. Э. рассматривал психологию как естественную науку и считал необходимым отделение её от философии. Положил начало исследованию высших психических функций, особенно памяти. В 1893 выдвинул концепцию цветового зрения, в 1897 разработал тест для определения уровня умственного развития. Автор многократно переиздававшихся руководств по психологии.

  • ЭВДЕМОНИЗМ, философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которой единственным или высшим человеческим благом является счастье. Э. возвышает счастье до нравственного принципа поведения; он исходит из того, что внутренняя разорванность личности, как и коллизии между людьми, будут преодолены только в том случае, если человек будет верен своей изначальной нацеленности на счастье, т.е. будет правильно его понимать и сознательно к нему стремиться. Центральным для Э. при этом является вопрос о соотношении счастья как индивидуального благополучия и добродетели как нравственного образа мыслей и действий.

  • ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД обучения, частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие; преобразовывать осн. проблемы в ряд частных, подчинённых главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т.д. Система специально разработанных учебных задач помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Наиболее выразительной формой Э.м. является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать Э.м. от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.

  • ЭГОИЗМ - негативная ценностная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания. Если практика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребёнка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчёт лишь его собственные интересы, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на своём "Я" может привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире. Предотвращение развития Э. в решающей степени зависит от умелого учёта родителями и педагогами индивидуальных особенностей ребёнка, включения его в гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками.


  • ЭГОЦЕНТРИЗМ - позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе Э. лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Э. отличается от эгоизма. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; т.е. он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает. По мнению ряда психологов, Э. представляет собой неотъемлемую особенность ребёнка на ранних этапах психического развития. Наиболее последовательно идея детского Э. развита в работах Ж. Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен т.н. эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребёнка. В современной психолого-педагогической литературе Э. преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребёнка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности Э. преодолевается (к 10-12 годам). Преодоление Э. - одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребёнка способности оценивать ту или иную ситуацию с разных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.

  • ЭДЖУОРТ, Эджворт (Edgeworth) Мария (1767-1849), ирландская писательница. Пропагандировала педагогические идеи Просвещения (дидактические рассказы для детей).


  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, фундаментальное для психоанализа представление, объясняющее поведение человека особенностями сформированных у него в раннем детстве стереотипов отношения к матери и отцу. "Э.к." был сформулирован З. Фрейдом на основе сюжета древнегреческой легенды о царе Эдипе, который по неведению убил собственного отца и женился на его вдове - своей матери. По Фрейду, суть Э.к. в том, что ребёнок свои первые сексуальные побуждения направляет на мать, а первое соперничество и желание употребить насилие - на отца. В основе Э.к. лежит детская сексуальная привязанность к матери и амбивалентность отношений с отцом: любовь, почитание и конкуренция, желание устранить соперника. Эти амбивалентные отношения приводят к двум кардинальным чувствам: к страху перед волей и силой отца и к вине перед ним за преступные желания. Негативное желание подавляется как незаконное и опасное для ребёнка, но из сферы бессознательного продолжает провоцировать и определять те или иные его поступки и т.д. Сталкиваясь в сознании ребёнка с моральными запретами и культурными нормативами, эти бессознательные импульсы приводят к конфликту и требуют наказания в виде постоянных угрызений совести и даже формируют невроз и психопатологическое развитие, которые могут дать знать о себе и в более позднем зрелом возрасте. Э.к. развивается не только у мальчика, но и у девочки ("комплекс Электры"), которая соперничает с матерью за отцовское внимание и заботу. При нормальном развитии ребёнка Э.к. постепенно преодолевается и объектами влечений становятся другие люди.

  • ЭКСКУРСИЯ учебная (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр. Различают Э. учебные, производственные, краеведческие. Учебная Э., как правило, связана с изучением к.-л. учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация в школе комплексных Э., направленных на решение задач разных учебных дисциплин. Производственные Э. помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков и пр., с технологическими процессами и т.д. Важное место отводится производственным Э. в профориентационной работе школы. Краеведческие Э. являются одним из осн. способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Одним из видов Э. являются путешествия, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния. В школьной практике распространены кино- и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также "заочные" Э. и путешествия. Большую помощь в организации Э., гл.о. по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома детского творчества и экскурсионно-туристские станции.

  • ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior - внешний), переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свёрнутой формы в форму развёрнутого действия. Противоположность - интериоризация.

  • ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович (1904- 1984), психолог, ч.-к. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вёл научную работу в ЛГПИ (с 1928), Ленинградском коммунистическом педагогическом институте и по совместительству в НИИ ОПП (с 1946; с 1953 на постоянной работе). Развивая идеи своего учителя, разрабатывал широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Центральная проблема его исследований - природа детства и глубинные законы психического развития ребёнка. Теория психического развития, созданная Э., существенно конкретизировала и уточнила общее понимание детства, сложившееся в трудах Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других представителей этой научной школы. Опираясь на понятие ведущей деятельности, разработанное им совместно с Леонтьевым, Э. создал развёрнутую периодизацию психического развития в детском возрасте, описал все осн. типы ведущей деятельности от рождения ребёнка до 17 лет. Создал теории игровой и учебной деятельности.

  • ЭМОЦИИ (от лат. emoveo - потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Э. проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. Э. служат одним из гл. механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Э. принято также называть чувствами - интеллектуальными, эстетическими, нравственными. В экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э. носят название аффектов. Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоциональное состояние называют настроением. В зависимости от характера потребностей (витальные, или биологические; социальные; идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоциональных реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей.

  • ЭПЕ (Epee) Шарль Мишель де (1712- 1789), французский сурдопедагог. Получил богословское и юридическое образование. За отказ подписать клятву католического священника был отлучён от церкви. С 1760 занимался педагогической деятельностью. Обучая двух глухих девочек, опирался на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, которая была выдвинута Д. Дидро, а также на принцип природосообразности. В практике обучения применял жесты. В 1770 открыл в собственном доме в Париже училище (институт) - первое в мире специальное учебное заведение для глухих. Разработал систему обучения (т.н. мимический метод), основанную на использовании жестикулярно-мимической речи как средства познания и общения глухих. Свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих Э. изложил в книгах "Обучение глухонемых посредством методических знаков" (1776) и "Истинный способ обучения глухонемых, подтверждённый опытом" (1784), а также в полемических письмах к С. Гейнике.

  • ЭПИЛЕПСИЯ - хроническое заболевание, которое возникает преимущественно в детском или юношеском возрасте и характеризуется разнообразными пароксизмальными расстройствами, а также типичными изменениями личности, нередко достигающими выраженного слабоумия со специфическими клиническими чертами; на отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы. Клиническая картина эпилепсии представляет собой сложный комплекс симптомов: психические расстройства тесно переплетаются с неврологическими и соматическими проявлениями.

  • ЭСКАПИЗМ (от франц. escapadе - эскапада, экстравагантная выходка, выпад), поведение, характеризующееся необычными поступками, как правило, не соответствующими общепринятым нормам

  • ЭТИОЛОГИЯ – учение о причинах.

  • ЭХОЛАЛИЯ - неконтролируемое, навязчивое повторение слов, услышанных в чужой речи.

  • ЭХОМИМИЯ — автоматическое воспроизведение экспрессии партнера.

  • ЭХОПРАКСИЯ - неконтролируемое, навязчивое повторение движений других людей.
Категория: Словарь | Добавил: Melanna (27.12.2009)
Просмотров: 3037 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz