Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности.
Вербальный (от лат. verbalis - cловесный), - термин, обозначающий способ передачи информации в устной, словесной форме. В педагогике используются понятия "вербальная форма обучения" и "вербализм в обучении". Под вербализмом традиционно понимается преобладание в преподавании словесных догматических форм, что ведёт к недооценке наглядных методов обучения.
Вершинное переживание — кратковременное ощущение безграничного счастья и полноты жизни.
Витальный аффект — аффекты веселья или тоски, сопровождающиеся физическими ощущениями и повышением или понижением физиологических потребностей.
Виды речи - различают внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной или пассивной, и внутреннюю.
Виктомология (от лат. victime - жертва и греч. logos - понятие, учение) - социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей - жертв неблагоприятных условий социализации.
Вирусы психические - паразиты сознания, не имеющие материальной оболочки и способные разрушать целые государства.
ВЛАСОВА Татьяна Александровна (1905-86), дефектолог, д.ч. АПН СССР (1982). С 1939 директор Государственного педагогического дефектологического института. В 1968-86 директор НИИ дефектологии АПН. Труды по проблемам дифференциации обучения разных категорий детей с нарушениями физического и умственного развития, организации системы дошкольного воспитания таких детей, подготовке дефектологов. Обосновала необходимость создания особого типа школ для обучения детей с задержкой психического развития.
Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других.
Внутренняя моторика - использования приобретенных в прошлом опыте человека программ для выполнения двигательных действий.
Внутренняя речь - общение человека с самим собой.
Возрастные кризисы - резкий скачок в развитии индивида и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и кризис юношеский
Воля – сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда не воспринимавшихся.
Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.
Вторая сигнальная система - ориентировка человека на словесные сигналы.
ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович (1896- 1934), психолог, дефектолог, педолог, профессор (1928). С 1924 вёл научную и преподавательскую работу в учреждениях и вузах Москвы. Исследовал психологические закономерности восприятия литературных произведений ("Трагедия о Гамлете, принце Датском", 1916; "Психология искусства", 1925; опубликовано в 1965). Изучил теорию рефлексологического и психологического исследования, а также проблемы психологии воспитания ("Педагогическая психология. Краткий курс", 1926). Дал критический анализ мировой психологии 1920 - начала 30-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки ("Исторический смысл психологического кризиса", 1927; опубликовано в 1982).
Высшая нервная деятельность – деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе образования временных связей.
Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.