Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе О. - уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем "рецептивного" познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека.
Обученность - система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Осн. параметры О. определяются образовательными стандартами
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.
Оптическая аграфия и дисграфия - полное отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга; больной утрачивает графический образ букв или смешивает буквы по оптическому сходству.
Олигофрения - (от греч. oligos - малый, phr:en - ум), особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio - искажение, ломка), органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При О. органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Термин "О." был введён в 19 в. немецким психиатром Э. Крепелином.
Олигофренопедагог - педагог-дефектолог, обучающий умственно отсталых детей.
Олигрофенопедагогика - (от греч. oligos - малый, phr:en - ум и педагогика), наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта; один из разделов коррекционной (специальной) педагогики. О. опирается на данные общей педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, педиатрии, детской психоневрологии, психиатрии и других смежных наук.
Ольфактометрия - измерение остроты обоняния.
Онанизм - сексуальное самоудовлетворение, достигаемое за счет раздражения эрогенных зон.
Онтогенез - развитие человека на протяжении его жизни.
Оптант - человек, подвергаемый опросу, участвующий в качестве клиента в экспериментальном исследовании.
Органы речи активные - подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звуков (нижняя челюсть, язык, губы, мягкое небо).
Органы речи пассивные – неподвижные органы речи, являющиеся в про-цессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа (твердое небо, альвеолы, зубы, верхняя челюсть).
Остаточное зрение - различные формы нарушения зрения, при котором наблюдаются светоощущение, цветоощущение и форменное видение при остроте зрения, равной 0,05 и ниже, на лучше видящем глазу. О.з. характеризуется различной формой выраженности нарушений зрения, разнообразием трудностей зрительной ориентации, неустойчивостью состояния зрительных функций, повышенной, быстрой утомляемостью зрения.
Отказ от эмоционального контакта — пассивная форма отказа человеку в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые попытки общения.