"Я", многозначный термин психологии и педагогики. 1) Ощущение и (или) осознание собственной идентичности и личной обособленности. "Я" возникает на основе взаимодействия становящейся личности с окружающей средой, развивается в ходе самоактуализации личности. 2) Способность личности к самоуправлению. Имеет большое педагогическое значение. Появление "Я" в раннем детстве требует от воспитателей умения подкрепить его становление и одновременно не допустить его неадекватности (завышенной или заниженной модальности). 3) Апперцептивная масса личного опыта. 4) Сознание или самосознание человека. 5) Кульминация личностного развития, самоактуализация. 6) В теории З. Фрейда и его последователей - личность в целом; инстанция защиты в отличие от "Сверх-Я" как инстанции запретов. 7) В гуманистической психологии - системообразующий мир личности, система самовосприятия, детерминанта реакций и поведения человека.
«Я»-КОНЦЕПЦИЯ, система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку. "Я"-к. включает в себя различные составляющие: физическую - схему собственного тела; социальную - половую, этническую, гражданскую, ролевую социальную интеграцию; экзистенциальную - оценку себя в аспекте переживаемого бытия. Формирование "Я"-к. нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро "Я"-к.
ЯЗЫК - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению; социально-психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное.
ЯЗЫК ИРРЕЛЕВАНТНЫЙ (англ. irrelevant - неуместный), слова, фразы, высказывания ребёнка, имеющие значение только для говорящего. Наблюдаются в норме и при раннем детском аутизме (когда это совершенно непонятный для окружающих новый язык). Частое появление Я.и. служит симптомом отклонений в развитии и (или) неправильного воспитания.
ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ, язык, на котором осуществляется образовательный процесс в данном учебном заведении (т.е. язык общения учителя с учащимися на уроке, язык образовательных программ, учебников и т.п.). В ряде правовых документов употребляется также понятие "язык обучения и воспитания", чётко не определённое. В мононациональных государствах Я.о., как правило, служит государственным, являющимся одновременно и родным языком для большинства учащихся. Значительно более сложна проблема в многонациональных государствах, где наряду с мажоритарными (т.е. преобладающими) существуют миноритарные (языки меньшинств). Свободный выбор учащимися (или его родителями) того или иного Я.о. является одним из основополагающих языковых прав человека.