Отсутствие в речи звуков Л, Ль и коррекционная работа.
Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на поу в угу спаа...» («Мышка весело жила, на полу в углу спала...»)
Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: - подъем кончика языка вверх;
- подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки o, у,
ы;
- умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями
языка и коренными зубами.
Этому могут помочь специальные упражнения. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Взрослый говорит:
«У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так».
Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха
равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего
слышится хлюпающий звук.
Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют:
«Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко,
чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик
на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд».
(Ребенок упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать широкий язык
передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при межзубном положении.
Предложите ребенку произносить звук aa. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется,
и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал, затем - ла, ла, ла. При этом обратите внимание ребенка
на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот,
держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука a,
попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом, у него получатся слоги ла, ла, ла.
Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку
предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить
слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает бОльшую четкость.
в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания.
Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5 - 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще
чередуя это движение с произнесением звука Автоматизация Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные
игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые
мелодии, или воспроизводя звучание колокольчика и т. п. ребенок многократно произносит то
слоги ла, ла, ла, то лы, лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу. Далее переходят к словам, к
фразам, к текстам и, наконец, к свободной речи.
Звук Ль.
После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая
артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на
то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними
зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с
е, я, ё, ю.
|