Нарушения языкового анализа и синтеза – актуальная проблема! (пояснение к планам-конспектам груп. занятий с учащимися 4-5 классов на ПКПП
Нарушения языкового анализа и синтеза – актуальная проблема! (пояснение к планам-конспектам групповых занятий с учащимися 4-5 классов на ПКПП)
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам серию планов-конспектов групповых занятий с детьми 4-5 классов (смотрите раздел ""Конспекты (школа), которые посещают ПКПП. В группу объединены дети, у которых наблюдаются нарушения письма на почве нарушений языкового анализа и синтеза (пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, добавление букв и слогов, слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами, произвольное деление слов, раздельное написание приставок и корня). Как правило, к 4-5 классу у детей с дисграфией наблюдается достаточно большое количество орфографических ошибок. Учитель-дефектолог должен учитывать данный факт и на ряду коррекционных упражнений по преодолению нарушений языкового анализа и синтеза использовать упражнения, формирующие основные орфографические правила правописания.
Через серию планов-конспектов пройдут направления коррекционной работы, совершенствующие умения анализировать предложение, совершенствующие звуковой и слоговой анализ и синтез, совершенствующие структуру слова.
составление предложений по картинкам и определение количества слов в предложениях;
подбор учеником предложений с определенным количеством слов;
распространение предложений путем увеличения количества слов;
составление графических схем предложений или, наоборот составление предложений по схемам;
определение места слова в предложении (какое по счету заданное слово в предложении);
выделение границ предложения в тексте: постановка точек в предложениях, записанных на доске (карточках);
соединение разорванных частей предложений (Вчера был. Дождь на улице. Лужи. Вчера был дождь. На улице лужи);
выделение слов и предложений в слитном тексте (Воронакаркаетлягушкаквакает);
перестановки слов с целью получения нужной фразы (Деревья листья с осенью опали);
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию звукового анализа и синтеза:
выделение ударных и безударных гласных в слове;
выделение согласных (гласных) звуков в начале, середине и конце слова;
определение последовательности звуков в слове;
определение места звука в слове.
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию слогового анализа и синтеза:
деление слов на слоги;
узнавание слов по ритмическому рисунку;
определение количества слогов в названных учителем словах и самостоятельный подбор слов с определенным количеством слогов;
раскладывание предметных картинок в три – четыре ряда в зависимости от количества слогов в их названиях;
выделение первого (2,3,4) слога из названий картинок;
отгадывание зашифрованных слов;
подбор слов к заданным схемам;
определение пропущенного слога;
составление слов из слогов.
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию знаний о структуре слова:
многократное произнесение учеником слова вслух, затем звуковой анализ слова, проговаривание слова с отбиванием слогового ритма слова, запись слова;
запись слов с проговариванием;
использование при записи слов графических схем;
заполнение пропущенных букв в напечатанных и написанных словах;
произнесение слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью также под такт;
подсчет количества звуков и букв в слове до его записи;
выполнение подстановочных упражнений - замена одной буквы, которая изменяет смысл слова (сор - сыр – сын – сом – сук и т.д.);
выполнение обратных трансформационных упражнений – чтение слова в обратном порядке справа налево, работа со словами перевертышами (кот – ток, полк – клоп, Анна – Анна, около – около и т.д.);
выполнение упражнений на добавление в начале, середине, конце буквы, которая изменяет смысл слова (рот – крот, сор – сорт, кот – крот, шар – шарф, сор – спорт, метр - метро);
выполнение упражнений на исключение буквы в слове (косо – оса, брак – рак, трубач – труба, банка – банк, шутки – утки и т.д.)
выполнение упражнений на перестановку букв, слогов в слове (марка – рамка, лето - тело, насос – сосна и т.д)
Планы-конспекты уроков построены по типу технологической карты. Материал рассчитан примерно на четыре часа. Учитель-дефектолог вправе провести ряд занятий подряд по теме, проводить занятия по данной теме периодически (примерно раз в четверть), возвращаясь к пройденному материалу и наполняя задания новым материалом. Такая форма плана-конспекта структурирует и систематизирует как учебную деятельность на ПКПП, так и освобождает учителя-дефектолога от рутинной однообразной работы по переписыванию планов. В графах «Дата» значком «+» определяются упражнения к занятию.
План - конспект занятий по теме, может использоваться учителями-дефектологами в образовательной интеграции (обучение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, учителями-дефектологами специальных школ, организующих коррекционные занятия) Просьба выражать свое отношение к такой форме написания планов.
Данный раздел будет заполняться постепенно по мере разработки планов-конспектов такого типа.