Приложение к календарно-тематическому плану по предмету «География»
(8класс интегрированного обучения) на II-е полугодие
Слово об авторе.
Кузьменкова Роза
Ильинична – учитель-дефектолог Бычихинской СШ, Городокского района
Витебской области
Роза Ильинична – учитель-дефектолог (образование высшее
дефектологическое), учитель географии (образование высшее педагогическое). В
области дефектологии более 25 лет – работа учителем-дефектологом
вспомогательной школы, заместителем директора вспомогательной школы для детей
сирот, работа в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
(ЦКРОиР), работа с детьми инвалидами в
условиях надомного обучения, работа в классах интегрированного обучения. В
совершенстве владеет программным материалом в области географии на уровне
общего среднего и специального образования. Роза Ильинична активный участник форума сайта.
Предлагаемый материал интересен. В настоящее время на сайтах Республики Беларусь материал такого
содержания отсутствует, поэтому актуален. Администрация сайта благодарит
автора за прекрасный материал и сотрудничество.
Пояснительная записка
Интегрированному
обучению в Республике Беларусь отводится значительное место в системе общего
среднего образования. Вопрос
организации интегрированного обучения и
воспитания детей с особенностями психофизического развития по-прежнему является
актуальным в современных условиях развития школы.
С 1сентября
2011года система образования нашей страны, включая систему специального
образования, начала функционировать в соответствии с новым законодательством. В
силу вступил Кодекс Республики Беларусь
об образовании. В качестве одного из направлений государственной политики в
сфере образования Кодексом называется обеспечение доступности образования, в
том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их
состоянием здоровья и познавательными возможностями. Таким образом, дети с
особенностями психофизического развития получили законодательные гарантии в
получении образования
Учителя-предметники,
работающие на второй ступени общего среднего образования, начинают постепенно
осваивать, понимать сущность образовательной интеграции. Накапливаются методы и приемы специального обучения детей с
ОПРФР в структуре класса.
География
- это та предметная область, которая
оказывает положительное влияние на формирование социального опыта любого
ребенка, в том числе и ребенка с особыми образовательными возможностями.
Обучение географии в классах интегрированного обучения и воспитания организует,
дисциплинирует учащихся, способствует формированию межличностных отношений. У
детей интегрированных классов значительно раньше, чем в обычных классах, формируются особые личностные качества –
сопереживание, соучастие, отзывчивость, доброта, способность воспринимать и
принимать необычного сверстника.
Основные задачи
учителя географии интегрированного
класса – поддержка социального и личностного развития ребенка с особенностями
психофизического развития с учетом его потенциальных возможностей, создание в
классе партнерских отношений, условий личностного взаимодействия в коллективе.
Информационная справка об интегрированном
классе, под который составлено календарно-тематическое планирование.
Интегрированный
класс, в который включены двое обучающихся по программе вспомогательной школы I
отделения функционирует с 6 класса. Законодательно установлены сроки для
обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью – 10 лет, для детей, получающих общее среднее
образование, определен срок обучения в базовой школе 9 лет. Таким образом, в учреждении образования был создан 6
интегрированный класс, в состав которого
были включены двое учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по
программе 7 класса вспомогательной школы I отделения. В данный период мы имеем 8
интегрированный класс, в который включены двое детей с
интеллектуальной недостаточностью, которые получают образование по программе 9
класса вспомогательной школы I отделения.
Обучающиеся имеют следующие способности:
читают, списывают с печатного текста, отвечают на вопросы по прочитанному
тексту, называют многозначные числа в пределах 1мл., знакомы и под руководством
учителя ориентируются во временных представлениях (времена года, месяцы, год,
век). Данные способности позволяют включить обучающихся детей с особенностями в
развитии в структуру урока в общем классе.
Анализ программ общего среднего образования
(8кл) и специального (программа вспомогательной школы 9кл) по предмету
география показывает, что программы имеют существенные различия.
Например. В образовательной интеграции,
если не адаптировать материал программы вспомогательной школы под
программный материал общего среднего образования, то мы получаем ситуацию, при которой дети в классе изучают «Общие
закономерности природы земли», а дети с интеллектуальной недостаточностью
(умственной отсталостью), в это же
время, повторяют материки, океаны, части
света. А когда изучают
тему «Океаны», то дети с интеллектуальной недостаточностью изучают
тему «Северная Америка» и т.д.
Но если анализировать программу
вспомогательной школы в целом, то можно отметить тот факт, что многие темы
программы перекликаются с программой общего среднего образования. Учитывая то,
что дети с интеллектуальной недостаточностью включены в образовательный процесс
интегрированного обучения, опыт показывает, что учитель предметник при
составлении календарно-тематического плана обязан владеть знаниями о содержании
всего курса географии вспомогательной школы. Это позволит адаптировать
программный материал (изменить сроки обучения того или иного раздела, перенести
темы с одного класса в другой) под программу общего среднего образования, что в
конечном результате выведет на выбор одной темы урока. Это один из вариантов
организации обучения географии в условиях образовательной интеграции. В этом
варианте учитель предметник использует для организации обучения в разрезе тем
общего среднего образования учебники и программу вспомогательной школы 7-10
классов.
По-прежнему многие учителя
интегрированного обучения в Республике Беларусь используют следующий алгоритм
организации обучения географии в условиях образовательной интеграции:
·
обучение по двум программам (общее среднее и
специальное образование) без адаптации специальной программы под общее среднее
образование;
·
определение двух тем урока (общей темы и
специальной темы);
·
ведение
дополнительного журнала-тетради, где фиксируются темы специальной программы;
·
составление календарно-тематического плана
работы по предмету с учетом двух тем (общей темы и специальной темы).
Право выбора остаётся за учителем.
Мы предлагаем учителям
интегрированных классов адаптированный вариант календарно-тематического плана.
В приложение к
календарно-тематическому плану по предмету «География» (8класс) перенесены темы образовательной программы общего среднего образования. Составлены методические
рекомендации содержания коррекционной работы по включению детей с
интеллектуальной недостаточностью в общую структуру урока на основе их
потенциальных возможностей и программного материала вспомогательной школы по
предмету география (адаптированный вариант программы вспомогательной школы под
программу общего среднего образования). Приложение к календарно-тематическому
плану по географии является своеобразным учебно-методическим пособием, в которое включены адаптированные под
возможности обучающегося с интеллектуальной недостаточностью задания,
вопросы, информационные карточки, в которых в доступной форме представлен
изучаемый материал, наглядность (карты, флаги, картинки). В плане показаны
варианты межличностного взаимодействия детей общей и специальной школы в
структуре урока.
Полный вариант календарно-тематического плана смотрите в
прилагаемом файле
|