Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 03:35 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Работа с дошкольниками

Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
[ Скачать с сервера (121.0 Kb) ] 05.07.2012, 23:11

Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 

(Раздел программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» (программа для специальных дошкольных учреждений)) Минск «Народная асвета», 2007. Республика Беларусь.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.
В дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания внимание детей акцентируется на восприятие формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при использовании в практике работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, вследствие особенностей их психического развития. Педагогам, работающим с данным контингентом детей, желательно акцентировать свое внимание на личностно-ориентированной модели воспитания, т.е. определить исходный уровень развития каждого ребенка, потребности, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая коррекционную направленность процессов воспитания и обучения в целом.
Данный программный материал дети могут усвоить на разном уровне. Ниже приведены контрольно-оценочные показатели уровней.
Базовый уровень. Самостоятельные (частично) действия ребенка по подражанию с дозированной помощью взрослого. Ребенок узнает, называет и соотносит один или несколько сенсорных эталонов, применяет их в деятельности; устанавливает тождество предметов по цвету, величине, форме, использует практические пробы.
Ребенок идентифицирует предметы по цвету и форме, начинает опираться на зрительное соотнесение. Выполняет инструкцию: дай красный..., покажи все... . С помощью взрослого дает словесное обозначение нужного свойства, подводя вместе с ним итог выполненной работы. У ребенка сформировано представление об основных цветах, форме, величине. Ребенок подбирает карточки с условными обозначениями и может дать адекватное объяснение (сам или при помощи педагога). Возможны небольшие неточности. 
Уровень ниже базового. При выполнении задания ребенок не комментирует свои действия и полученный результат. Действия с предметами (игрушками) носят манипулятивно-процессуальный характер, имеет место неадекватность в действиях с дидактической игрушкой. Ребенок нуждается в помощи взрослого. Овладение соотносящими действиями на уровне практических проб. Ребенок находит идентичные предметы, не выделяя их конкретных свойств. Выполняет инструкцию: дай такую же... . Справляется с подбором элементарных парных картинок (предметные картинки с изображением хорошо знакомых предметов), доской Э. Сегена (одна или две формы: круг, квадрат). 
Начинает понимать, что предметы бывают одинаковыми и разными. Ребенок не может соотнести реальный объект с его схематическим изображением.
Работа по сенсорному воспитанию реализуется в процессе продуктивной деятельности (все виды изобразительной деятельности, труд), в ходе дидактических игр и упражнений, в повседневной жизни, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, математических представлений. Детей знакомят с сенсорными эталонами (формы, цвета, величины), с многообразием звуков. Учат узнавать, выделять, объединять в группы, сравнивать по подражанию и простейшему образцу предметы.

Полный вариант статьи в прилагаемом файле.
Категория: Работа с дошкольниками | Добавил: Melanna | Автор: Мельникова Валентина Андреевна
Просмотров: 6514 | Загрузок: 1034 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz