Особенности организации урока географии в классе интегрированного обучения
А.В.Кончиц, учитель географии Великострелковского УПК
01.11.2011 С сентября месяца 2011 года лица с особенностями психофизического развития в условиях реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании получили законодательные гарантии. Специальное образование доступно всем детям с особенностями развития. Приоритетным видом специального образования остается интегрированное обучение. В образовательной интеграции Республики Беларусь имеется достаточный опыт организации урока. На II ступени получения образования лица с нарушениями речи, слуха, зрения, нарушениями опорно двигательного аппарата обучаются по образовательной программе общего среднего образования. Таким образом, при включении детей в урок все ученики работают по учебникам соответствующего класса общей школы, составляется единое календарно-тематическое планирование. Основной подход в организации работы на уроке – личностно - ориентированный. Дети с особенностями в развитии получают на уроке задания различной сложности. Десятибалльная система обучения позволяет включить всех детей в урок с учетом их потенциальных возможностей и особенностей развития. Особую группу обучающихся в образовательной интеграции составляют лица с интеллектуальной недостаточностью, которые обучаются по образовательной программе вспомогательной школы и по окончании базовой школы получают нецензовое образование. Лица с интеллектуальной недостаточностью на II ступени получения образования обучаются по специальным программам и специальным учебникам. Программный материал вспомогательной школы имеет ряд отличий от образовательных программ общего среднего образования. Во-первых, например, по географии, упрощенная структура и концентрическое построение изучения программного материала, сокращенный объем сообщаемой информации, излагаемой небольшими частями, максимальная опора на чувственный и практический опыт обучающихся, наблюдается повторяемость наиболее важных тем. Во-вторых, программный материал вспомогательной школы по прохождению тем не совпадает с программным материалом общего среднего образования. В-третьих, в образовательной программе общего среднего образования достаточное количество тем, которые отсутствуют в образовательной программе вспомогательной школы. Кроме этого познавательная деятельность детей с нормой развития и детей с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд отличительных черт. У детей в норме к концу начальной школы почти полностью сформированы психические процессы – память, внимание, мышление, хорошо развита речь, сформировано умение стоить умозаключения и т.д. У детей с интеллектуальной недостаточностью при переходе на II ступень получения образования по-прежнему снижены все психические процессы, поэтому познавательная деятельность находится на низком уровне. Все это создает ряд трудностей при организации урока в классе интегрированного обучения. В нашем образовательном учреждении на II ступени получения образования функционирует интегрированный 8 класс, в который включены два ученика с интеллектуальной недостаточностью, которые обучаются по образовательной программе 9 класса вспомогательной школы. В уроки географии они включены с 6 класса и за год они прослушали начальный курс физической географии. По учебному плану вспомогательной школы география изучается с 7 класса и начинается курс географии так же с начального курса географии. Изучив за год особенности детей вспомогательной школы, особенности построения программы я пришел к выводу, что необходимо программный материал общего среднего образования адаптировать под потенциальные возможности детей с интеллектуальной недостаточностью. Опыт работы показывает, что этот вариант при грамотной организации урока, позволяет выполнить программу вспомогательной школы. Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|