Методические рекомендации по организации МО в условиях образовательной интеграции
12.11.2011, 18:46
Методические рекомендации по организации МО в условиях образовательной интеграции
Мельникова В.А. - руководитель МО учителей интегрированных классов и учителей-дефектологов Великострелковского УПК (Рогачёв, Беларусь) Совместное (интегрированное обучение) – форма обучения детей с особенностями психофизического развития в структуре образовательного учреждения. Класс интегрированного обучения в общеобразовательной школе по своей структуре имеет особую специфику и требует иных подходов при организации образовательного процесса. Обучение ребенка с особыми образовательными возможностями, по мнению многих педагогов общеобразовательных школ – удел учителя-дефектолога. Зачастую в классах интегрированного обучения наблюдается разобщенность двух систем образовательного процесса – общеобразовательной и специальной системы образования. Учителя общеобразовательной школы недостаточно владеют механизмами организации урока в интегрированном классе, не уделяют должного внимания детям с особенностями, делая упор на активную работу с обычными детьми; не достаточно знают особенности программно-методического обеспечения специального образования. Зачастую к детям с особенностями психофизического развития применяются в структуре урока не свойственные возможностям ребенка требования, в основном используются индивидуальные формы работы, мало практикуется групповая деятельность детей на уроке, когда в группу обычных детей с более низким уровнем учебных знаний включается, на отдельных, специально подготовленных, этапах урока, «особый ребенок». Именно в такой группе «особый ребенок» чувствует себя более комфортно, учится работать в коллективе, получает удовлетворение от востребованности. Групповые формы работы на уроке в интегрированном классе наиболее удачны, способствуют выполнению главной задачи специального образования – социализации ребенка. Учреждения образования, принимая ребенка с особенностями психофизического развития, должны определить свои возможности и выполнить ряд условий по открытию интегрированных классов. Главные условия включения «особого ребенка» в образовательный процесс учреждения образования: • наличие учителя-дефектолога в учреждении образования, который будет осуществлять коррекционно-образовательный процесс с ребенком; • наличие изолированного кабинета для организации индивидуальной работы; • программно-методическое обеспечение; • создание развивающей среды в учреждении образования в соответствии с квалификацией принимаемого «особого ребенка»; • готовность всего педагогического коллектива к принятию «особого ребенка»; • готовность детского коллектива к принятию «особого ребенка». Одной из действенных форм обучения педагогов общей школы умению структурировать свою работу в рамках урока в интегрированном классе, умению взаимодействовать со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса, пониманию и принятию сущности интегрированного обучения способствуют внутришкольные МО. МО – одна из форм общения педагогов, изучение передового опыта, внедрения новых технологий и нетрадиционных подходов к организации не только образовательного процесса, но и образовательно-коррекционного процесса, каковым является обучение детей по специальным программам в рамках общего среднего образования. В новых нормативно-правовых документах по специальному образованию лиц с особенностями психофизического развития в структуре общеобразовательных учреждений по новому рассматривается роль педагога в организации образовательно-коррекционного процесса в классах интегрированной формы обучения. Открывая интегрированный класс в образовательном учреждении, все специалисты, задействованные в образовательно-воспитательной работе данного класса, должны с момента его открытия четко представлять свои функциональные обязанности, которые оговариваются в должностных инструкциях. В связи с этим, вопросы специального образования включаются во внутришкольные МО Вопросы на МО необходимо рассматривать не только с точки зрения работы учителей-дефектологов, хотя и такие вопросы могут присутствовать, а с точки организации работы с «особым ребенком» учителя начальных классов, учителя-предметника Предлагаю примерную тематику вопросов, которые могут быть рассмотрены в рамках МО для различных категорий слушателей. 1.Для учителей начальных классов и учителей предметников: • Совместное (интегрированное) обучение – форма обучения детей с особенностями психофизического развития. Пути организации образовательно-коррекционного процесса. • Организация дифференцированного подхода при построении урока в интегрированном классе. • Организация групповых форм работы на уроке с включением в работу группы «особого ребенка». • Особенности интегрированного обучения детей с различными образовательными возможностями в структуре класса. • Обучение детей с особенностями развития в структуре класса. • Нормативно – правовое и программно-методическое обеспечение специального образования детей с особенностями психофизического развития. • Включение «особого ребенка» в групповые формы работы на уроке. • Роль педагога в формировании межличностных отношений детей на уроке в интегрированном классе. • Планирование урока в интегрированном классе с учетом нескольких образовательных программ. • Включение ребенка с особыми образовательными возможностями в учебную деятельность в классе. 2. Для воспитателей групп продленного дня: • Формы организации взаимодействия детей с особенностями психофизического развития и обычных детей, обучающихся в интегрированных классах, в ходе организации досуга детей. • Приемы, способы формирования межличностных отношений между детьми в интегрированных классах в ходе организованной игровой деятельности. • Особенности включения детей с особенностями психофизического развития в досуговую деятельность во внеурочное время. 3.Для классных руководителей: • Приемы включения «особого ребенка», обучающегося в интегрированном классе, во взаимодействие со сверстниками. • Особенности построения воспитательной работы в классах интегрированной формы обучения. • Формирование межличностных отношений между детьми в ходе организации воспитательного процесса в интегрированном классе.