Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 26.12.2024, 23:07 |

Мельников+ Дефектология для Вас

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи
tim_kungurДата: Вторник, 04.10.2011, 22:38 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи

Как известно, коррекционное воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно и последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Правильная организация обучения аномальных детей является очень сложным делом. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик. Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей аномального ребенка и постепенно создает возможности для активизации нарушенных функций. Практика показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи детей с ОНР можно использовать приемы мнемотехники, т.к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту. К тому же исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Однако при имеющихся трудностях у данной категории детей остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животный используется елка, а для обозначения домашних - дом.
Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащению словарного запаса, обучению составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок.
Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;
• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Данный прием способствует и развитию связной речи, т.к. детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке, развитию мелкой моторики, т.к. необходимо быстро схематически изобразить его. На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу.
На начальном этапе обучения составлению рассказов-описаний полезно использовать сенсорно-графические схемы В.К.Воробьевой, отражающие сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы:
- Что нам поможет увидеть яблоко - его форму, цвет, величину? Правильно, глаза (на табло помещается карточка с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно.красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга).
Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т. д.
На более поздних этапах обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый план-мнемотаблица, по которому дети составляют свои рассказы.
На занятиях необходимо учить не только рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица) .Учитель на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:
• цвет - дети рисуют цветовые пятна;
• форма - дети называют какую форму имеет сам предмет или его части;
• величина - дети рисуют два предмета контрастной величины;
• человек - для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится;
• контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета;
• рука - какие действия совершают с этим предметом;
• знак вопроса - название предмета или объекта;
• восклицательный знак - эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.
При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.
Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz