Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 20:58 |

Мельников+ Дефектология для Вас

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Дефектология » Логопедия » Развитие речи ребенка четвертого года жизни (Речевая азбука для родителей младших дошкольников)
Развитие речи ребенка четвертого года жизни
renevaДата: Пятница, 23.09.2011, 11:20 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Речевая азбука для родителей младших дошкольников
Развитие речи ребенка четвертого года жизни

Три года – возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, - он легко внушаем и раним.
К 4 годам все это принимает более сложные формы, а главное – совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка – это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т.д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия.
У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние животные».
Задавайте вопросы ребенку таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы. Следите, пожалуйста, за своей речью, т.к. она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения.
Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение ребенка с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание.
Чтобы правильно говорить, ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит центральный аппарат – это органы дыхания, т.е. легкие, бронхи, трахея; органы голосоподачи и голосоведен6ия, т.е. гортань с голосовыми складками; и система воздушных полостей, т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.
Развитию всего этого способствуют специальные упражнения.
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Достаточно 10 – 15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Называйте предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.
Главные составляющее красивой речи:
• Правильность
• Четкость
• Внятность Такой должна быть ваша речь
• Умеренность
• Богатство словарного запаса
• Интонационная выразительность.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Дети вашего возраста в своей речи должны уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов – о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь его понять без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем больше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая середина» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (или кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогом: за, под, над и др.
Критерии, по которым можно оценить речь ребенка:
Нормы звукопроизношения:
• 3-4 года – С, З, Ц уже должны правильно произноситься;
• 4-5 лет – Ш, Щ, Ч, Ж;
• 5-6 лет – Л, Й;
• до 6-7 лет – лет допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствием в речи.
Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игры с мелкими предметами под вашим руководством, шнурочки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
ОНР часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фразовая речь – после 3 лет. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.
Режим дня очень важен для вашего малыша, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводит к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить сашé (мешочек) с корнем валерианы, если нет на нее аллергии, она обладает успокаивающим действием.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.
Шепотной речи тоже нужно учить ребенка. Ему тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10-12 лет, т.к. их голосовые складки находятся в стадии формирования.
«Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз понижая силу голоса.
 
Форум » Дефектология » Логопедия » Развитие речи ребенка четвертого года жизни (Речевая азбука для родителей младших дошкольников)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz