Конспекты логопедических занятий
|
|
larisakozionova | Дата: Четверг, 09.06.2011, 16:41 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| МОУ «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура учитель-логопед Козионова Л.В.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации и дифференциации звуков «Р» и «Рь» «Зимняя сказка»
Задачи: 1. Продолжать автоматизировать звуки Р и Рь в слогах, словах, предложениях. 2. Продолжать учить дифференцировать звуки Р и Рь в собственной речи и на слух. 3. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие. 4. Упражнять в умении осуществлять звуко-слоговой анализ. 5. Закрепить умение узнавать букву Р (печатную и письменную) среди других. 6. Закреплять навыки чтения. 7. Продолжать закреплять умения образовывать относительные прилагательные. 8. Упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом. 9. Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование:
1. Изображения девочки и мальчика. 2. Изображения елок. 3. Фишки синего и зеленого цвета 4. Карточки с буквами.
Организация: Сидя за столом, перед зеркалом.
Ход занятия:
I. Орг. момент. Сообщение темы занятия. - Какое сейчас время года? (зима) - Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль) - Какой праздник был в декабре? (Новый год) - Сегодня я расскажу историю про Рому и Риту, которая случилась перед Новым годом. Вместе с героями мы научимся различать звуки Р и Рь.
II. Артикуляционная гимнастика. - Рома и Рита пошли кататься на санках с горы. Сели на санки и помчались вниз. Подул сильный ветер, подхватил санки и понес их по воздуху. Когда ветер стих, санки опустились на полянку в лесу. Дети были рады оказаться на земле и улыбнулись. С одной стороны поляны стоял заборчик. Около забора лежала лопатка. Мимо детей проскакала лошадка. На ветке куста дети увидели грибок. Рядом с кустом стоял сундук, Рома и Рита открыли его и увидели: гармошку, барабан, балалайку. - Как назвать одним словом? (музыкальные инструменты)
III. Дифференциация изолированного звука. - Дети взяли музыкальные инструменты, начали играть и петь. - В имени «Рома» назовите первый звук? (Р) - Он твердый или мягкий? (твердый) Рома пел песенку твердого звука Р (произносим по очереди «РРРР») - Назовите первый звук в имени девочки (Рь). Какой он? (мягкий) - Давайте споем песенку Риты: «РьРьРь»
IV. Характеристика звука. - В каком положении губы? Где находится язык? - Что происходит с голосом? (работает) - Звуки Р и Рь какие? (согласные, звонкие) - Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий) - Договорите за мной предложение: звуки мы… (слышим) и (произносим). Буквы мы (пишем) и (видим). - У каждого звука есть своя буква. Буквы бывают письменные и печатные, строчные и заглавные. На карточках найдите и обведите по точкам буквы Р.
V. Выделение звуков Р и Рь среди других звуков. - Вернемся к нашей истории. Дети зашли в лес. Там росли ели. Две украшенные, а третья – нет. Давайте украсим елку. Я буду называть звуки, если услышите Р, положите синий кружок, если Рь – зеленый. П, Сь, Р, М, Рь, Р, Ль, Рь, Бь, А, Р, П, Р
VI. Выделение звуков Р и Рь в слогах. - На шариках первой елки – слоги, я буду их читать, а вы закройте глаза и, если услышите слог со звуком Р, хлопните в ладоши. (тоже со звуком Рь)
VII. Выделение звуков Р и Рь в словах. - На третьей елочке – белые шары, сделаем их цветными. Я буду называть слова, если в слове «Р» - положите на белый кружок – синий, если в слове «Рь» - зеленый. (ракета, редька, забор, ворона, карета, репа) - А сейчас усложним задание. Запишите слово под нужный кружок (рама, Рита, репа, Рома).
VIII. Дифференциация звуков Р и Рь в слогах и в словах. - Рита и Рома пошли дальше. Кругом снег, только видны пеньки, а на них написаны слоги. Дети стали прыгать с пенька на пенек. Рома по пням со звуком Р, Рита по пенькам со звуком Рь. Прочитайте слоги.
IX. Звуковой анализ слова. - Откройте столько окошечек на звуковой линейке, сколько звуков в слове «Рита». - Назови первый звук? (Рь) - Какой он? (согласный, мягкий), положите кружок (зеленый). - Самостоятельно выложите кружки для остальных звуков (проверяем).
X. Дифференциация звуков Р и Рь в словах. - Вернемся к Роме и Рите. Подул холодный ветер. Дети достали варежки. Рома взял варежки со звуком Р в названии украшений, Рита – со звуком Рь. Подчеркните Варежки со звуком Р синим, а с Рь – зеленым (горох, рябина, помидор, огурец, морковь, репа).
XI. Слоговой анализ. - Посмотрите на картинки. Какая лишняя? (рябина) Почему? (ягода) - Дети надели варежки и стали играть в снежки. Рома бросил столько снежков, сколько слогов в слове РЯБИНА. Сколько снежков бросил Рома? А Рита бросила столько снежков, сколько слогов в слове горох. Сколько?
XII. Физкультминутка. - Давайте и мы поиграем в снежки (действуем с импровизированными снежными комочками в соответствии со словами стихотворения). Мы с комочками играем, Очень ловко вверх кидаем. Опускаем дружно вниз. Наклоняйся, не ленись. Вправо – влево, Вверх и вниз, назад – вперед, Говорим наоборот. Далеко (а наоборот) близко, Высоко – низко. Мы с комочками играли И слова мы повторяли.
XIII. Автоматизация звуков Р и Рь в предложениях. - Рома и Рита подошли к избушке. В ней жила бабушка Варвара. Она напоила детей чаем с вареньем. Варенье было разным. - Из чего баба Варвара сварила варенье? (Баба Варвара сварила варенье из персиков). - Какое варенье? (персиковое) и т.д. абрикосовое, рябиновое.
XIV. Домашнее задание. - Баба Варвара показала Роме и Рите дорогу домой. За это дала задание, которое нужно выполнить дома (выучить стишок и раскрасить ворона) Ворон в черных сапогах, В позолоченных серьгах. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная.
XV. Итог. - Какие звуки научились различать? - Что понравилось на занятии?
XVI. Оценка. - Молодцы! Умницы!
|
|
| |
evgeniya | Дата: Понедельник, 13.06.2011, 16:30 | Сообщение # 2 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 168
Статус: Offline
| larisakozionova,спасибо за конспект.выкладывайте ещё ,не стесняйтесь.
|
|
| |
larisakozionova | Дата: Среда, 21.09.2011, 18:14 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Учитель-логопед Козионова Л.В. МОУ «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие: • восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой зоне височной доли); • воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли). На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Этими проблемами занимались многие ученые, такие как М.Е.Хватцев, Р.Е Левина, Г.А.Каше, О.А.Токарева, Р.И.Лалаева, Л.Н.Ефименкова и многие другие. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляются в развернутом виде и занимают больше времени. Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать, нужно определить последовательность и место каждого звука в слове. Большую роль играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. Проговаривание помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. Следующая операция – соотнесение фонемы с определенным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Анализ и сравнение букв являются для первоклассников не простой задачей. Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа, т.е. написание буквы. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный. Центры этих анализаторов расположены в разных зонах коры головного мозга: • Двигательная зона коры (в предцентральной извилине) содержит пирамидные клетки, от которых идут импульсы произвольных движений к скелетным мышцам противоположной половины тела. • Центр чтения (в верхней теменной доле, вблизи затылочной доли) контролирует восприятие написанного текста. • Слуховая зона коры (в верхней височной извилине) воспринимает информацию от рецепторов органа слуха. • Слуховой центр речи, центр Вернике (в основании верхней височной извилины). Зона асимметрична (у правшей – в левом, а у левшей – в правом полушарии). • Двигательный центр устной речи, центр Брока (в основании нижней лобной извилины) контролирует произвольные сокращения мышц, участвующих в речеобразовании. Зона асимметрична (у правшей – в левом, а у левшей – в правом полушарии). • Двигательный центр письменной речи находится в основании средней лобной извилины, он обеспечивает произвольные движения, связанные с написанием букв и других знаков. Зона также асимметрична. • Зрительная зона коры расположена в затылочной доле, она воспринимает информацию от рецепторов органа зрения. Несформированность какого-либо из вышеназванных анализаторов может вызвать частичное специфическое нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Речеслуховой – помогает произвести отбор нужного звука. Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим нас в мир мелодий, позволяющим различать звуки по высоте и речевым (фонематическим) для понимания сказанного, распознавания звуков речи, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между такими словами, как : дочка – точка, угол – уголь и т.п. Если функции речеслухового анализатора нарушены, это может привести к акустической дисграфии или к дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Данные виды нарушений письма проявлются в ошибках следующего содержания: Замена звонких и глухих согласных; Замена твердых и мягких согласных; Пропуски гласных и согласных; Пропуски слогов; Перестановки букв и слогов в слове; Недописывание слова; Несоблюдение границ предложений. Речедвигательный – помогает осуществить проговаривание. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Но недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков. Двигательный – с его помощью осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки. При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина: Дрожание линии; Колебание наклона и высоты букв; Быстрое наступление мышечного утомления; Небрежное выполнение письменных работ. Зрительный – участвует в подборе соответствующих графем (букв). Недоразвитие данного анализатора приводит к оптической дисграфии, проявляющейся следующими видами ошибок: • Смешение букв по оптическому сходству; • Зеркальное написание букв; • Трудность удержания строки, наклона.
Нарушения письменной речи могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дисграфии бывают обусловлены органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (например, при афазии, дизартрии, алалии). Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних факторов (длительные соматические заболевания) и внешних факторов (неправильная речь окружающих, двуязычие, дефицит речевых контактов), которые задерживают развитие психических функций, участвующих в процессе письма. В этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, травмы головы). Для решения речевых проблем нужен комплексный подход со стороны разных служб (детский сад, школа, детская поликлиника, ПМПК). Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе или на логопункте. Для детей, посещающих дошкольные учреждения, логопедическая помощь более доступна. Создана сеть речевых групп, специализированных детских садов, логопунктов, охватывающих большую часть детей с различными речевыми нарушениями. Однако неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в целом и логопедической подготовкой в частности, приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, нарушением звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопедическом пункте. Кроме того, на логопункты попадают и выпускники речевых групп. С ними тоже требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне. Таким образом, перед школьными логопедами и учителями начальных классов стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей, поступивших как из специальных детских садов, так и не прошедших ни дошкольной, ни логопедической подготовки. Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других. Включение учителем элементов логопедической работы в учебный процесс в значительной мере дополняет работу логопеда и повышает роль учителя в преодолении речевых недостатков. Успешное осуществление коррекционной работы зависит от совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов. Очень часто логопед сталкивается с тем, что учителя встречают появление логопеда в классе настороженно. Происходит это от того, что некоторые учителя неправильно представляют цель работы логопеда в школе. Чтобы недопонимания не происходило, учитель-логопед должен выступить на одном из педсоветов или ШМО учителей начальных классов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников; о том, каким образом эти нарушения влияют на усвоение детьми-логопатами учебных программ. Логопед детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами нарушений и обращает внимание на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам. На ШМО целесообразно также рассказывать о методах и приемах логопедической работы, которые учителя могут успешно использовать их на уроках. Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику – логопату со стороны учителя и логопеда. Л.Н.Ефименкова в своей книге «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» пишет о «необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата». Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствие с нормами, принятыми в школе. Ошибки логопедического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося. Для ученика-логопата важнее нормативной оценки создание благоприятного климата на уроке, создание условий успешности. На мой взгляд, учитывая увеличение количества детей - логопатов, перед нами стоит цель - создание системы совместной работы логопедов детского сада, школы и учителей начальных классов, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с различными речевыми нарушениями.
|
|
| |
ira880 | Дата: Вторник, 11.10.2016, 00:14 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Конспект занятие по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные и их детеныши» Цель: воспитание заботливого отношения к домашним животным Задачи: • Учить детей различать взрослых животных и их детенышей; • Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражаний громко - тихо; • Закрепить знания о домашних животных; • Использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детенышей животных и запоминания слов «щенок», «котенок», «жеребенок», «теленок»; Оборудование: • Большая игрушечная машина – грузовик; • Игрушки – корова, лошадь, кошка, собачка; • Картины из серии «Домашние животные», - кошка, собака, лошадь, корова; • Картины из серии «Животные и их детеныши». Ход занятия 1.Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Наша группа». В нашей группе все друзья. Самый младший – это я. Это Соня, это Саша, это Лёша, это Даша. Это Сема, это Лиза, это Юля, это Вика, Это тоже наш друг – мальчик Владик тут как тут.
Психологическая установка на занятие. Наши глазки внимательно смотрят. Наши ушки внимательно слушают. Наши ножки нам не мешают. Наши ручки нам помогают. 2.Знакомство с домашними животными. Раздается стук в дверь групповой комнаты. Воспитатель говорит: « слышите, ребята, кто-то стучит…» Выходит за дверь и ввозит в группу большую машину, в кузове которой находится игрушки: корова, кошка, собака, лошадь. Воспитатель: «дети, посмотрите, кто это к нам приехал в гости?» (хоровые и индивидуальные ответы детей). Правильно, кошечка, корова, собачка, и лошадка. (Поясняет). Это домашние животные
3. Беседа. Воспитатель показывает знакомые им картинки животных и спрашивает: «Какие, животные изображены на каждой картинке?» (дети узнают и называют их). Далее воспитатель рассказывает о «взрослых» и «малышах» в животном мире. Сравнивает с человеческими семьями. Читает: Кто ребенка нежно любит? Кто малышку приголубит? Кто от ветра защитит? Поругает и простит? Кто укроет одеяльцем? Напоит кто молочком? Кто расскажет сказку на ночь Тихим, добрым шепотком? Ты, конечно, догадался – это мамочка твоя! Ну, а как же у других – У котенка, у теленка, У щенка, у жеребенка Есть ли мамы? Вот о чем Поведем мы разговор.
4. Сравнение. Звукоподражание. Воспитатель поочередно показывает картины, на которых изображены взрослые животные и их детеныши, спрашивает: «Кто же на картине нарисован? (ответы). Правильно! Корова. А кто это рядом с ней? Это ее детеныш – теленок. Кто же это? Повторите: Корова с теленком». Обращает внимание на то, что корова большая, теленок маленький. У коровы есть рога, она бодается. У теленка их нет, еще не выросли (или еще маленькие). Корова мычит громко: «М-М-У-У» (дети воспроизводят мычание коровы и теленка). На лугу теленок скачет «му-у-у» - кричит, Но он не плачет, Мать – коровушку зовет. Молоком поит она И теленка и тебя.
Воспитатель показывает следующую картинку: «Посмотрите, кого вы видите? (ответы) Правильно! Собака. А кто рядом? Это ее детеныш – щенок. Кто же это? Повторите: Собака со щенком. Обращает внимание детей на собачку-игрушку, щенок и хочет с вами поиграть. Игра "Лохматый пёс" Вот сидит лохматый пёс В лапы свой, уткнувши нос Тихо, смирно он сидит Не то дремлет, не то спит Подойдём к нему разбудим И посмотрим, что же будет. Дети задевают собачку, и она их догоняет. Игра повторяется. Затем рассматривают картину «Лошадь с жеребенком». Выгнул шейку жеребенок – Сильной лошади ребенок, Только на копытца встал, Вслед за мамой побежал. Следующая картина «Кошка с котенком» Посмотри, играют в прятки Шаловливые котятки. Притаились у окошка Тихо – тихо мама-кошка Учит деточек играть: Мячик по полу катают, Мышкой мяч воображают. То подбросят, то поймают!
Дети с удовольствием подражают голосам животных. Воспитатель дает дополнительную информацию о том, почему они необходимы людям.
5.Закрепление Воспитатель рассказывает детям о том, как взрослые животные заботятся о своих детенышах: вылизывают, защищают. Оберегают. Закрепляются слова: «щенок», «котенок», «жеребенок», «теленок», «детеныш». Дидактическая игра «Найди детеныша для мамы». Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, предлагает рассказ: «Однажды теленок, котенок, щенок и жеребенок убежали из дому и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине их искать. Котенок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он мяукал? (ответы). Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу». Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти ее среди других «мам») вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с детенышами, и выбрать котенка. Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки. Животные благодарят детей за помощь. Занятие заканчивается.
|
|
| |