Snegnaya | Дата: Понедельник, 18.06.2012, 08:51 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| МАОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Кунгура Учитель-логопед Козионова Л.В.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Нарушение речевого дыхания — один из постоянных призна¬ков заикания. Помимо возможности появления судорожной актив¬ности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого ды¬хания характеризуют следующие показатели: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, уко¬роченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией. Работа по формированию речевого дыхания включает в себя три этапа: 1. Расширение физиологических возможностей дыхательного ап¬парата (постановка диафрагмально-реберного дыхания). 2. Формирование длительного фонационного выдоха. 3. Формирование речевого выдоха. Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значе¬ние для организации плавной речи. Плавность речи — это целост¬ное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершен¬ного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха. В связи с тем, что у заикающихся поверхностное и недостаточно регулярное дыхание, а мышцы грудной клетки, особенно мышцы плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков используют в коррекции заикания поста¬новку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называ¬ется диафрагмальным. При таком типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ • «Медвежонок в берлоге» Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок. Педагог. Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит. Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.
• «Страшный сон мышонка» Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом. Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно. Педагог. Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка?» Дети дышат поверхностно и учащенно.
• «Заячьи бега» Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание. Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.
• «Великан» Цель. Формировать вертикаль позвоночника. Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната — это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас — могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.
• «Медуза» Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их. Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь. Педагог. Я лежу на спине, Как медуза на воде. Руки расслабляю, В воду опускаю. На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» — дети снова расслабляются, ложатся свободно.
• «Чайка» Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук. Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Педагог. Спокойно на спине лежу, Как чайка, медленно летаю. Ладонями в воде скольжу: Вверх — вдох, на выдох — опускаю. Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.
• «Ленивец» Цель. Удерживать позу общего расслабления. Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты. Педагог. Я ленивец, милый, славный, Неуклюжий и забавный. Вишу на ветке целый день. Даже и висеть мне лень.
• «Отдых» Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса. Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.
• «Полоскание» Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление. Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг. Педагог. Руки в бассейн опущу, Тщательно прополощу. Ну, а потом по порядку Выну, стряхну, разотру.
• «Тора» Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса. Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу. Педагог. Это, конечно, не Эверест. Гору нагреб я руками. Горы покруче, наверное, есть. Попробуйте, сделайте сами!
• «Буратино удивляется» Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса. Описание. Дети сидят на мячах-гигантах. Педагог. Удивляется полено: — Папа Карло, где колено? Поднимает плечики, Смотрит так доверчиво. Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.
• «Колобок» Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи. Описание. Дети сидят на мячах-гигантах. Педагог. Покатился колобок С левого на правый бок. А потом на спинке, Будто по тропинке. Дети совершают круговые вращения головой, затем расслабляют мышцы шеи.
• «Ёжики» Цель. Формировать силу и точность движения. Осуществлять массаж мышц спины. Описание. Дети-Ёжики бегут по залу, фырчат: «ф-ф-ф». По сигналу педагога они сворачиваются клубочком на массажных ковриках и сгруппировываются.
• «Водный велосипед» Цель. Укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом. Описание. Дети сидят в сухом бассейне, опираясь спиной о бортик. Педагог. Водный мой велосипед Как он любит непосед! На педали нажимаю, Рыбок стаи распугаю. Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.
• «Переложи шарики ногами» Цель. Укреплять нижние мышцы живота, ног. Описание. Дети, лежа (сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног шарики и перекладывают их.
• «Бревнышки» Цель. Укреплять мышечный корсет, развивать координацию движений. Описание. Дети лежат в бассейне, вытянувшись. Педагог. Лесоруб срубил бревно — Ловко катится оно. Дети перекатываются от одного бортика бассейна к другому.
• «Ветер, ветерок, ветрище» Цель. Формировать направленность и силу выдоха. Описание. Дети дуют на подвесные звуковые мобайлы, изображая ветер разной интенсивности.
• «Костер» Цель. Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме. Описание. Педагог включает светящуюся нить. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костер.
• «Поиграй со светлячками» Цель. Отрабатывать ритм и темп дыхания. Описание. Педагог включает светящуюся нить. Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с режимом мигания огоньков на нити.
• «Ловцы жемчуга» Цель. Упражнять в задержке дыхания. Описание. На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.
• «Пожарники» Цель. Тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шеи. Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону.
• «Насос» Цель. Тренировать дыхательную мускулатуру. Описание. Дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном резком вдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.
• «Гармошка» Цель. Автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание. Описание. Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение.
• «Шарик» Цель. Отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха. Описание. Дети сидят на мячах-гигантх, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками.
• «Сосчитай мячики» Цель. Упражнять правильное речевое дыхание. Описание. Мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.
• «Покачай игрушку на животе» Цель. Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху. Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.
|
|
| |